ГЛАВА I


О божественной Славе Шивы


1. Поклонение Шамбху, Создателю, Повелителю и Вкусителю1 Вселенной! Тому, из Чьей правой половины был создан Брахма2, а из левой – Вишну3 и Веды; Тому, из Чьих рук были созданы великие мудрецы, поющие с преданностью саманы4. Даже обитатели небес, возглавляемые Шакрой (Индрой) и потомками Дити5 не могут постичь всю Его форму.
2. Добродетельные, свободные от грехов, обуздавшие чувства (умиротворённые), мудрецы, живущие в лесу Наимиша, обратились к Суте с почтением.

Мудрецы сказали:

3. Мы много слышали от тебя о божественной славе Шивы, но готовы внимать о Его (чудесных) качествах и деяниях снова, и снова.
4. Так люди, смакуя нектар, не могут насладиться его вкусом раз и навсегда, так рогатый скот в лесу вновь и вновь нуждается в свежей траве.

Сута сказал:

5. Блаженны и святы вы все, чей ум устремлён к Шиве, Первопричине Мироздания, Имя которого, слыша, грешники достигают освобождения.
6. Я поведаю вам то, что когда-то узнал от Вьясы (Парашарьи), согласно его воле.
7. Преклоняюсь перед темнокожим Вьясой, сыном Сатьявати, носящим спутанный пучок волос (джату), опоясанным шкурой черной антилопы.
9-12. В Курукшетре мудрецы-брахмавадины6, умиротворённые, уничтожившие грехи, стремящиеся к Шиве, все носят камандалу, джату, шкуру черной антилопы и окружены учениками. Богатые (духовными) подвигами7, они следуют нормам праведного поведения (садачаре), согласно знанию Веданты. Приверженцы Шивы или качественно-безкачественного (Брахмана), они всегда являют собой олицетворение Священных Писаний. Добродетель словно ходит за ними. Меж собой (же) они задаются (лишь одним) вопросом: «Как познать Махешу8, посредством знания о Его качествах и деяниях?»
13. Наше рождение бесполезно, наша безупречная тапасья9 напрасна, наше знание Вед не имеет смысла, если не внемли мы всей Славе (Махатмье) Господа Шанкары.
14. Тем временем, великий мудрец, известный как Бхригу появился перед ними и произнёс следующее:

Бхригу сказал:

15. О лучшие среди мудрецов! Услышьте мою благую весть: вопросы ваши разрешит сын Сатьявати (Вьяса).
16. Он известен, как всеведущий распространитель Знания10, автор Веданты, сын мудреца Парашары.

17. Тогда, позволь нам отправиться к тому месту, где он пребывает, и умолить его рассеять наши сомнения (по этим вопросам).
18. Говоря так, мудрецы, сопровождаемые Бхригу, с радостью направились к уединённому жилищу Нара-Нараяны11.
19. Их взору предстала хижина, полная цветов и фруктов всех сезонов. От водопада Ганги (поблизости) веяло лёгкой прохладой, и доносилось сладкозвучное пение райских птиц12.
20. Так, рассматривая обитель мудрецов, они приблизились к великому отшельнику Вьясе, дабы спросить его о деяниях и добродетели Ишы.
21. Завидев Вьясу ещё издали, они почтили его вежливым поклоном и сложенными руками.

Ведавьяса сказал:

22. О, сегодня моя жизнь принесла плоды, а действия увенчались успехом; благоволят мне предки и Господь вселенной (Шива)!
23. Я, знатный родом, поборник добродетели, жаждущий видеть вас, счастлив, что пришли вы, дабы встретиться со мной.
24. Вы – (Сам) Создатель, Вседержитель, а также Защитник вселенной, потому как слывете познавшими Шанкару.
25. Услышьте меня и очистите! Даршан (лицезрение) ваших стоп пробуждает во мне добродетель. Благословите меня, о, Источник вдохновения, для сердца!
26. Скажите, что должно сделать мне, о Дарователи процветания (благодати), сравнимые (разве что) с быком Нанди и Гухой (Скандой).

Мудрецы сказали:

27. О, сын Парашары! Все сказанное тобой в нашу честь на самом деле должно быть адресовано тебе, источнику (сосуду) всей добродетели.
28. Мы неизменно жаждем внимать о делах и качествах Обладателя шулы (копья), умоляем, окропи нас нектаром слов, льющихся из твоих уст!
29. Господь Шива – наш Высочайший Бог, Он – наше Прибежище. Оживи нас киртаном13 о Его деяниях и (превосходных) качествах.

Вьяса сказал:

30. Вы правы, упоминание (киртана) о деяниях Шивы – дарователь счастья и процветания слушателю.
31. Прежде я расскажу вам «Позднюю часть»14 Шива Пураны, внимая которой, Мир ликует от достоинств Шанкары.
32. Однажды мудрец Танди, большой приверженец Шивы, в месяце Магха15 посетил в качестве паломника Прайяг16.
33. Совершив омовение в том священном месте, и посетив бога Мадхава Вишну, он направился к хижине Вамадевы, обители всех совершенств.

34. Повествование о том разрушает все грехи и дарует процветание всем существам.
35. Тот, кто читает или слушает «Позднюю часть» Шива Пураны, достигает небес по числу букв в каждом эпизоде.
36. Тот почитаем Шакрой и другими богами в течение множества лет, согласно количеству волосков на его теле.

Так заканчивается первая глава в Шива Пуране (Уттаракханды).


1 Букв. - «Едоку».
2 В тексте – Вагиша («Красноречивый»).
3 В тексте – Мадхурарипу («Сладостный Обманщик»), один из эпитетов Вишну, который часто выступает в пуранах в роли хитроумного обманщика асуров-демонов.
4 Гимны Самаведы.
5 Дити – старшая дочь Дакши (седьмого сына Брахмы), мать грозных асуров (даитьев).
6 Последователи Веданты.
7 Таподханы.
8 Великий Владыка – эпитет Господа Шивы.
9 Практика аскезы, самоотречения и подвижничества.
10 Джняна-бхашака – букв. «говорящий знание (Веды)».
11 Нара-Нараяна Ашрам – труднодоступное место, «обитель» отшельников и мудрецов в высокогорье Гималаев близ Кедарнатха. В общем смысле – Кедардхам, район современного Кедарнатха-Бадринатха.
12 Легендарная пещера Риши Вьясы в поселке Мана (3 км. от Бадринатха). По приданию, в этом месте он составил Махабхарату и другие священные писания. Как известно, эта пещера действительно находится вблизи водопада, в том месте (Кешавапраяг), где Сарасвати впадает в Алакананду (приток Ганги).
13 Букв. - «повторение, упоминание».
14 «Уттара-кханда Пурана» –название данной Пураны.
15 Месяц индийского календаря, соответствующий январю-февралю.
16 Сов. Аллахабад – Великий Сангам, место слияния Ганги, Ямуны и Сарасвати.



***



| главная | туры в индию | туры в гоа | туры в непал | туры в тибет | шри-ланка | йога туры | ашрамы индии |
| авиабилеты | визы | горящие туры | издательство вель | лавка жизни | фото индии | контакты |

Site design, text, and images © 2005-10 SHIVALINGAM
All rights reserved