АШТАНГА ЙОГА - ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ К БОГУ


Автор статьи: Динанатха Б.



«Возьми себе мою Йогу и учись от меня, ибо моя Йога проста!» (Иисус)

     Задача этого небольшого эссе – не дифирамбы одному из множества методов и практик совершенствования человека и не слепой прозелитизм горячего ее поборника, а краткий анализ Системы, являющей собой, как покажет нижеследующее, одновременно общность и квинтэссенцию всех практик и путей духовного совершенствования человека.
Сегодня, когда число последователей йоги стремительно растет, вдвойне обидно слышать разногласия и непонимания в среде ее адептов. Чтобы разобраться в данном вопросе и устранить всяческие споры на предмет практической «весомости» той или иной школы Йоги или метода, давайте вместе поразмышляем!
    Прежде всего, необходимо четко ответить: а что же вообще собой представляет это духовное совершенствование, и куда ведет этот путь? Хочется верить, что для большинства наших читателей такой вопрос не стоит: конечно же - к Богу, конечно же - к реализации своей Исключительной Самости, освобождению из физического и духовного плена Иллюзии (Майи), к Абсолютной Реальности и Бессмертию. Заметьте также, что к цели этой могут стремиться и люди вовсе не практикующие йогу. Но так ли далеки они, как им, а иногда и нам кажется, от общих законов и ценностей в ней провозглашенных?!

    Никто не станет отрицать, что всякое становление человека на духовный путь начинается с его праведного (дхармичного) поведения. Это начало начал, колыбель и основа дальнейшего духовного развития, универсальная формула на все времена, всех когда-либо существовавших и только будущих цивилизаций. Обретение физической, а также нравственной, духовной чистоты обязывает человека соблюдать определенные нормы поведения в своей повседневной жизни. Доброта, честность, ненасилие, нестяжание, милосердие… - знакомые всем с детства постулаты праведной жизни, в идеале - вегетарианство, умеренность в еде (митахара) и сексуальная сдержанность (брахмачарья) – все это вместе и составляет тот обязательный первичный «пакет» благих качеств, служащий пропуском на пути из мира пашу («человека-животного») в дивья-локу («обитель богов»). Что это, скажите, как не первые две ступени Аштанга-йоги - яма и нияма?! Ахимса, сатья, астейя, кшама… дана (жертвенность), астикья (вера), врата («святые обеты» и следование религиозным предписаниям), тапас (аскетизм, покаяние, садхана) и т.д. - только ли индуизму присущие понятия?! Ревностное следование этим заповедям рано или поздно приводит человека к осознанию истинного предназначения своего тела, как - Храма Божьего, требующего заботливого и внимательного к нему отношения, шаучи (поддержанию физической и духовной чистоты). «В здоровом теле – здоровый дух!». «Вначале устрани физическую нечистоту своего тела, а уж потом - приступай к духовным практикам!». Асана и пранаяма, физические и дыхательные упражнения (3 и 4-ступени Аштанга-йоги) в данном случае становятся естественной потребностью организма в поддержании такой чистоты. Совершенствуясь в садхане, именно так теперь можно назвать наши систематические упражнения и устремления, человек постепенно обретает необходимый контроль ума и тела, и становится их полновластным хозяином. Погруженный в себя, очарованный поистине неувядающей красотой и богатством внутреннего мира, ум все реже отвлекается на объекты внешнего, все проще и быстрее способен он сконцентрироваться на заданном объекте, все чаще этим объектом становится для него светлый образ излюбленного Божества. Мы уже не те, что раньше: наши черты утончаются, тело благоухает, мысли гармонизируются… нас все чаще окружают хорошие люди, мы довольствуемся малым, и такая простота жизни влечет нас. «Над чем медитируем, - тем и становимся». В Аштанга-йоге эти ступени духовного развития именуются пратьяхара и дхарана, именно их практика (отключение сознания от внешнего мира и концентрация) окончательно дисциплинирует и удерживает (дхарана – от корня дхри - «держать(ся)») человека на духовном пути. Лишь в совершенстве владеющий ими может называться бхактой (истинным преданным Господа), лишь совершенный в бхакти удержится на пути. Собственно с этого момента и начинается серьезная работа над собой (саньяма, практика 3-х высших ступеней Аштанга-йоги). Это время новых открытий и откровений, внутренних борений и долгого изнурительного паломничества в глубины своего Я. Нестерпимое томление души, стремление ее к свободе, источник которого сокрыт в ней же самой, дает нам на то силы, заставляя идти дальше, пока не истощатся наши кармы, не сгорят безвозвратно в огне подвижничества былые воспоминания нашего «животного» прошлого и не забрезжит сквозь толщу бренного тела прохладный свет атмы, сердце нашей души. «На пути к свету света становится все больше». С каждым разом мы все глубже и глубже проникаем в потаенные уголки сознания в поисках долгожданной тишины ума. Тело и все, что с ним связано более не привлекает нас, мы видим в нем лишь источник наших страданий. «Для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений и противоречивого развертывания гун», «Благодаря чистоте возникает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими» (ЙС 2:15, 2:40). Мы упорно стремимся к уединению, порой - уединению от самих же себя, бесконечного потока своих мыслей. Единственным нашим желанием становится окончательное Освобождение. Это седьмая ступень Аштанга-йоги – медитация (дхьяна). Мы в конце нашего пути. Только вдумайтесь! Всего семь секунд покоя ума (самадхи, 8-ступень) отделяет теперь нас от Вечности! Но как долог и тернист был этот путь, сколько жизней нам понадобилось, чтобы приблизиться к этому главному его моменту.

    Заведомо не вдаваясь в подробности, опуская сложные аспекты Учения, мне хотелось бы донести главное: Аштанга-йога - не искусственный метод совершенствования, однажды изобретенный кем-то, а плавный эволюционный (или точнее - инволюционный, если рассматривать Путь к Богу как возвращение Домой, нивритти) процесс, происходящий с каждым из нас в не зависимости от той доктринальной системы, приверженцами которой мы являемся. Все мы где-то на этом нелегком Пути к Себе, совершенствуемся на той или иной из 8-ми его Ступеней. Всем нам суждено рано или поздно преодолеть эти Восемь Ступеней к Богу. И дай Бог, чтобы уже в этой жизни!

    В дополнение к сказанному, - несколько слов о важных закономерностях этого Пути, которые также помогут распознать свою сопричастность к нему. Каждая очередная ступень его затрагивает все более и более тонкое тело (коша), «память» которого о достигнутых результатах тем длиннее, чем тоньше это тело (напомним, принято различать 5 коша: аннамая, пранамая, маномая, виджнянамая и анандамая). Причем первые два из них разрушаются после смерти и лишь опосредованно могут передать информацию о себе остальным, более тонким телам, в виде самскар и васан (отпечатков опыта предыдущих жизней). Так, следование нормам праведного поведения требует от человека неукоснительного и постоянного (ежечасного, ежесекундного, изо дня в день) их соблюдения на протяжении всей жизни. Это всего лишь необходимая благодатная почва. «Память» грубого физического тела немногим совершенней и в идеале также требует каждодневной работы над ним, иначе вас ждет банальная крипатура и потеря эластичности связок и мышц. Работа с более тонким, праническим телом обязывает хотя бы раз в три дня заниматься пранаямой (дыхательными упражнениями), поддерживая тем самым чистоту нади (энергетических каналов) и центров. Отстраненный от внешних объектов, погруженный в себя ум, свидетельство определенных успехов в пратьяхаре, также призывает вас как можно чаще возвращаться к практике. Если же вы достигли определенного успеха в дхаране, чему немало способствует мантра-медитация и джапа, - вам не растерять его хоть вы и оставили практику на годы, «память» тонкого тела, которого эта практика затрагивает, уже настолько крепка, что вернет вам ваши совершенства в недалеком будущем, как только вы снова обратите на нее свое внимание. Несравнимый ни с чем дар медитации (дхьяны), плод кропотливой практики санъямы, свидетельствует о том, что вы проникли в виджнянамая- и анандамая-кошу, чей опыт обязательно перейдет (или уже перешел) в следующую жизнь. «У йогина, обретшего мудрость сосредоточения, самскара этой мудрости будет воспроизводится снова и снова» («Вьяса-бхашья», 1:49). И, наконец, один лишь миг самадхи, затрагивающий причинное тело (шивамая-кошу), не утратит следы своего опыта в веках.

    Суммируя сказанное, эти Восемь Ступеней в двух словах можно было бы охарактеризовать, как последовательные этапы очищения и трансформации тел (от грубого физического до все более тонких) до тех пор, пока не исчезнет в экстазе самадхи сама идея представления об этих телах, пранах… и вместе с ней – наше иллюзорное эго. Все! Вы – свободны! Вы – То! Буддха, Видящий… Нерожденный и потому Бессмертный…

    Мне часто задают вопрос: но как можно рассматривать в «рамках» Учения Аштанга-йоги свободный полет мысли Адвайта-веданты, «атеизм» Гаудапады и «слова» Буддхы, «не-метод» кашмирских мистиков или мгновение «самоузнавания» философии пратьябхиджны, также успешно, как мы знаем, ведущих своих адептов к самореализации? – Не вижу здесь каких-либо противоречий, а лишь наоборот, - подтверждение сказанному. Ответьте, не проделал ли во всем благополучный принц Гаутама тот длинный и изнурительны путь, подвергая свои тело и дух бесконечным суровым истязаниям (йогической тапасьи), прежде чем сесть однажды под дерево в падмасану, сосредоточится и, объявив всему миру «я готов!», оставить свои ложные представления ума и тела?! Не был ли Шри Пунджи долгое время страстным почитателем (бхактой) Господа Кришны, миллионы раз повторившим его махамантру, прежде чем узрел свое изначальное единство с ним?! И кто знает, сколько жизней понадобилось Рамана Махарши провести в бессонных ночах у Лингама Шивы в храме Аруначалешвара, чтобы «вдруг», в 16-летнем возрасте его дыхание «замерло», а ум обрел Вечный Покой! Восемь Ступеней к Богу – это Путь в веках ваших воплощений (и не важно знаете вы о том или нет!), непрерывный поток дхарм, благих карм, всякий раз кристаллизующихся во все более и более сладостные плоды джняны (истинного знания, мудрости). Вы можете с успехом практиковать бхакти-, крия-, кундалини-, джняна-, раджа- или какую-либо другую форму йоги («союджьи с Богом»), быть адептом адвайты или кашмирского шиваизма, или сторонником даже отличного от канонов индуизма метода самосовершенствования; быть йогом, натхом, тантриком… индуистом, буддхистом… огнепоклонником, но вам не «избежать» Восьми Ступеней к Богу - Самосущей Системы духовного продвижения, «скрытой» в бесконечном множестве ваших перевоплощений и потому, так неотчетливо представляющейся многим.

    Аштанга-йога – не просто древнейшая школа йога-техники, не секта и, уж конечно, - не модный ноу-хау конкурирующих фитнес-залов, а естественный и самобытный Путь всякого духовного совершенствования вообще, универсальная модель и аксиома последовательной трансформации, «превращения» иллюзорного «я» - в «Я» Божественное, Единое, Вечное. Открытая миру уже в 1-ом веке до нашей эры в Сутрах легендарного Риши Патанджали, Аштанга-йога обрела статус самостоятельной философской системы, став одной из Шести Школ индуизма и мощным оружием в умах понимающих и принимающих простоту ее Истины. Примите ее и Вы…



| главная | туры в индию | туры в гоа | туры в непал | туры в тибет | шри-ланка | йога туры | ашрамы индии |
| авиабилеты | визы | горящие туры | издательство вель | лавка жизни | фото индии | контакты |

Site design, text, and images © 2005-12 SHIVALINGAM
All rights reserved