Шри Шанкарачарья
АДИ ШАНКАРАЧАРЬЯ ТАНТРА


(Введение и перевод - Динанатха Б.)
/издана – М., Старклайт, 2004, 2006. купить книгу + CD/



Оглавление.



Введение.

Впервые русскоязычному читателю-духовному искателю представляется возможность познакомиться с уникальным в своём роде тантрическим текстом, основой для которого стало известное произведение Великого Мастера, философа-реформатора, Джагадгуру (Учителя Мира) Шри Ади Шанкарачарьи «Саундарьялахари» (далее СЛ). Раскрыв тайный смысл и силу величественных строк этого древнего гимна, ученики и последователи Шри Шанкары, сведущие в Тантре, снабдили его соответствующими Янтрами, мистическими диаграммами, графически выражающими смысл каждого из стихов этого гимна, и дали прайогу (особые указания по применению). Так родилась эта «Ади Шанкарачарья Тантра», которая, наряду с «Прапанчасара» тантрой, стала одной из немногих работ Шри Шанкары, посвящённых Богини Матери.

Шанкара родился в Калади, в Керале на юге Индии, около 788 г. нашей эры в семье Шивагуру и Арьямбы, принадлежащей к высшей касте брахманов. Ещё будучи ребёнком в нём проявились необычайные интеллектуальные способности. В возрасте 10 лет он был полностью сведущ в Ведах и Шастрах, а в 12 уже стал автором своего первого трактата «Апарокша-анубхути» («Очное постижение»), чьи философские измышления стали «пищей» для ученых умов. Его гуру Говиндападачарья увидел в своём ученике величайшие силы, способные возродить Ведическую Дхарму (Традицию Вед), несправедливо попранную в те времена различными религиозными сектами, и предсказал ему великое будущее. Эти предсказания в высшей степени сбылись.

Благодаря своей проповедческой деятельности по всей Индии, вера её отцов, извечная Санатана Дхарма (индуизм) вернула своё прежнее главенствующее положение от Шри Ланки на юге Индии, до Гималаев на севере. Направив своих лучших учеников по четырём концам света: в Шрингери на юге, Дварака на западе, Пури на востоке и Бадри на севере, он образовал, т.о. четыре монашеских ордена, которые и по сей день, являются столпами Ведической Дхармы, незыблемой мандалой, защищающей Веру праотцов. С тех пор учение Шри Шанкары распространилось далеко за пределы Индии, а его комментарии трёх основополагающих текстов Веданты положили начало самостоятельной философской системы, известной как Адвайта Веданта, число последователей которой с каждым годом растет. Являясь с одной стороны основоположником крайне монистической школы, с другой – Ади Шанкарачарья известен как учредитель (San-mata-sthapaka) шести религиозных школ, строящих свои учения на шести различных концепциях в понимание Высшего Бытия (Бога). Это сосуществование философии и лояльности к формам личностного поклонения (культу) в одном и том же мыслителе многие, т.н. «чистые» философы считают противоречием. И, тем не менее, это так. И прямое тому подтверждение – гимн СЛ, ставший основой этой Тантры. Кроме того, обращаясь к таким учителям индийской духовной традиции, как Шри Рамануджа, Мадхва, Валлабха, Нимбарка, Вивекананда и мн. др., мы видим их твёрдую уверенность в то, что Основополагающий Принцип и Личность должны идти вместе и, что духовная жизнь является килем этого движения, а высоко философская доктрина Атмана-Брахмана Веданты должна быть одета в личностные концепции Божества, чтобы иметь какое-то значение для обычного человека. Упанишады в этом вопросе идут дальше, так, в Шветашватаре сказано: “Yasya deve para bhaktih yatha gurau, tasy’ete kathita hy’arthah prakasante mahatmanah” – «Это учение сияет (т.е. становится просвещением) только тогда, когда передано человеку, имеющему высшую преданность Деве (т.е. богоориентированному человеку) и Гуру, передавшему это знание». Только в свете этих особенностей Индийской духовной традиции мы можем понимать, как такой философ Веданты как Ади Шанкарачарья, мог одновременно быть сочинителем великолепных гимнов, посвященных различным аспектам Божества таким, как Вишну, Шива, Шакти и мн. др.

СЛ – самый значительный гимн Ади Гуру, посвящённый Богини Матери, ставший впоследствии, фундаментальным текстом шактизма (культа Шакти), в котором поклонение Высшему осуществляется в лице Матери Вселенной.

Существует предание, что авторство этого гимна имеет квазибожественную природу, т.е принадлежит Самому Богу, а Шри Шанкара только явил его людям. Сказывается тот факт биографии Шанкарачарьи, когда, будучи в Варанаси он бесследно исчез из города, а спустя некоторое время также неожиданно появился обратно. Очевидцы утверждали, что в это время он переместился на Кайласу, место жительства Шивы и именно там, он и обнаружил этот гимн, записанный на стене. Когда же он стал читать его вслух, Ганеша сын Шивы начал стирать его снизу, дабы не передать тайное знание этого гимна в мир людей. Поэтому Шри Шанкаре якобы удалось прочитать только первые сорок один стих, а остальные пятьдесят девять пришлось сочинить самому. Полный текст этого гимна, состоящий таким образом из ста стихов, он огласил в мире людей.

Между этими двумя (незримыми на первый взгляд) частями гимна имеются различия. Первая (с 1 по 41 вирши) имеет дело с такими понятиями как Мантра, Янтра и другими частично философскими и частично ритуалистическими канонами шактизма, а также с таинством Кундалини-йоги. Эта часть называется Анандалахари или «Волны Счастья». Вторая (с 42 по 100 вирши), описывает внешний облик Деви, в хорошо известном в санскритской поэтике стиле святых Аланкаров и называется Саундарья-лахари, «Волны Красоты». Под этим именем весь гимн целиком и известен сегодня.

По сути – это поэма глубочайшей преданности, строящаяся на фундаменте Адвайты (Недуализма) и содержащая тантрические концепции, что делает её абсолютно реалистичной. Нет никакого различия между ведическими идеалами Божественной Природы и Тантрой. Понятие Шива-Шакти в Тантрах – то же, что Пуруша-Пракрити в Ведах или Брахман-Майя в Адвайта Веданте. По словам Вивекананды, апостола адвайтизма нашего времени, объявившего, что поклонение Кали стало его специальностью: «Абсолют бесформен, а энергия представляет собой женский аспект. Когда энергия принимает форму, она зовётся Матерью. Мать – движущаяся Сила, вздымающая волны на неподвижной глади этого океана Абсолюта». Бесформенный и Бесконечный становится конечным в многообразие мироздания посредством Своей Шакти, Своей Кинетической Энергии.

СЛ – один из немногих тантрических текстов, в котором представлены взгляды сразу двух философских систем шактизма Самая и Кула. Первая, как известно, уравнивает положение Шивы и Шакти, уделяя большее значение медитационным практикам, манаса-пудже (внутреннему поклонению), а также кундалини-йоги. Так, в стихах с 36-го по 41-ый включительно, даётся практика концентрации на 6-ти чакрах (энергетических центрах), расположенных вдоль сушумны (Kaula-path), в которых Шива и Шакти выступают в равной степени как: Parashambhunatha и Cit-parambaa в аджна-чакре; Vyomeswara и Vyomeswari в вишудха-чакре; Hemeswara и Hemeswari в анахата-чакре; Samvarteswara и Samayambaa в свадхистхана-чакре; Megheswara и Saudamini в манипура-чакре и Adinatha и Lasyeswari в муладхара-чакре. В «защиту» Самая-школы могут выступить также те стихи СЛ, в которых говорится о Шри-чакре (Шри Янтре), ведь построение этой мистической диаграммы одинаково требует присутствие символов и Шивы, и Шакти. Это равенство Шивы и Шакти в процессах творения и распада, известное как Samatva, самаявадины считают 5-ти кратным, а именно: adhisthana-samya (равенство основы), avasthana-samya (равенство статуса), anusthana-samya (идентичность цели), rupa-samya (идентичность формы) и nama-samya (идентичность имени). Шива и Шакти в этом контексте обретают даже схожие имена, и известны как Samaya и Samayaa, а сама форма поклонения и путь духовного совершенствования именуются Samayacara.

Позиция философской системы Кула, в которой, как правило, главенствующее положение принадлежит Шакти заявляет о себе с самых первых строк этого гимна: «Шива становится способным к созданию Вселенной, только когда соединен с Шакти, иначе, Он неспособен даже к движению». Далее, в стихе 24 говорится: «Еле уловимым движением Своих, подобным лианам, бровей Вы повелеваете, и Брахма порождает эту вселенную, Хари поддерживает и защищает её, Рудра уничтожает, Иша поглощает (сокрывает) всё в Себе; а когда приходит время нового Творения, Садашива благословляет их активность». Подобное доминирующее положение Шакти провозглашается и в других стихах СЛ. Особый интерес здесь представляют 34 и 35-ая вирши, в которых, как полагают, отражены взгляды двух сект Кулы: purva-kula и uttara-kula. Первая устанавливает относительное главенство Шакти, вторая – Её тотальное господство. В иконографии философия последней находит своё выражение в образе Богини Кали, танцующей на груди спящего (инертного) Шивы. Обе секты Кулы, включая и такие её маргинальные проявления, как капалики, дигамбара и кшапанаки, образуют Kulacara (Kaulamarga) – духовный путь этой традиции.

Как видно из вышесказанного, обе доктрины шактизма искусно уравновешены в стихах СЛ, что делает этот гимн популярным среди множества школ, поддерживающих культ Шакти. Тем не мене, каждая из них стремится придать гимну своё, особое звучание. Так, известный комментатор СЛ Лакшмидхара, последователь пути Самая, ссылаясь на 31-ый стих гимна, который переводит как: «Пашупати (Шива) ввёл в заблуждение (atisandhaaya) Мир Своими 64-мя тантрами, каждая из которых несёт определённого рода сиддхи…», утверждает, что Kaulamarga в нём предаётся анафеме, а 64 тантры, указанные здесь, ни что иное как Vedabaahya («изгнанные из Вед»). Бхаскарарая, другой известный комментатор шактистских писаний, отмечает тот факт, что согласно Vamakeswara Tantra и Kalpa Sutra, эти 64 тантры признаны как Шастры. Тантрик-модернист Артур Авалон, поддерживая точку зрения последнего, переводит вышеупомянутый стих следующим образом, заменив в нём ati-sandhaaya на abhi- sandhaaya (согласно тексту Kameswara-suri): «Пашупати, зная все вещи во вселенной посредством 64-ёх тантр, был сведущ в сиддхах, которые несут эти Тантры…». Подобного рода разногласия можно встретить и в комментариях других стихов СЛ.

При переводе «Ади Шанкарачарья Тантры», там, где речь касалась стихов СЛ, мы старались следовать срединному пути, отдав своё предпочтение английским переводам этого гимна Swami Tapasyananda и V.K. Subramanian, в которых, на наш взгляд, в меньшей степени отражено сектантское мировоззрение. Та же часть Тантры, где описывается способ её применения (садхана-прайога-видхи), в полной мере согласовывалась с её санскритским текстом, взятым из сборника Pramoda Sagara («Океан Радости»).

Важность этой Тантры трудно переоценить. Во первых, и это очень важно, в ней в полной мере раскрыто таинство её применения (прайога). В отличие от многих других тантрических писаний, являющихся, в лучшем случае, знанием в себе, или просто не раскрывающих по той или иной причине свою прайогу (вспомним хотя бы «загадочную» 2-ую часть «Маханирвана Тантры», в которой якобы содержатся «ключи» к пониманию 1-ой её части – что это, как не мистификация), в этой Тантре напрямую даётся практика (садхана) работы с ней, что является доминирующим значением любой Тантры вообще. Во вторых, сто стихов СЛ, ставшие в этой Тантре ста мантрами, вместе с соответствующими им янтрами и садхана-прайога-видхи («практическим методом осуществления», способом реализации Шакти данной тантры) обретают новое значение и, по сути, становятся независимыми ста тантрами, каждая из которых, как и полагается, несёт определённые сиддхи (совершенства). И в третьих, сам Шанкара заявляет об этой Тантре следующее: «Вначале, Шива был удовлетворён, предоставив миру, шестьдесят четыре Свои тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых, наделяет определённого рода сиддхами и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но, впоследствии, благодаря особой настойчивости Деви, Он открыл миру Эту Её собственную тантру, независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений]» [СЛ, 31]. Другими словами – это единственная Тантра Богини Матери, следуя которой человек может обрести и каму, и артху, и дхарму и мокшу в течение одной жизни.

Главенствующим Божеством «Ади Шанкарачарья Тантры» является Богиня Маха Трипурасундари (Великая и Прекрасная-в-трёх-мирах) или Шри Видья. Секрет Её Панчадаша-мантры [CЛ, 32] и построение Шри Янтры [СЛ, 11] раскрываются в строках гимна этой Тантры. Соединённые вместе, Мантра, Янтра и Тантра, образуют углы треугольника Шри Видьи, заставляя проливать свет Истинного Знания на каждого, кто прикоснётся к нему.

Простая рецитация мантр этой Тантры способна изменить всю вашу жизнь. Как известно, в мантре заключена мощная сила, Шакти этой мантры. Непрерывное её повторение (джапа) в течение определённого времени с надлежащей бхавой высвобождает дремлющую в ней энергию и способствует глубокой духовной и физической трансформации адепта. Одновременная визуализация соответствующей янтры, в которой эта Шакти отображена графически, многократно усиливает эффект садханы и пробуждает в адепте его скрытые возможности. И Янтра, и мантра являются неотъемлемыми составляющими большинства медитационных техник. Поскольку, медитация на абстрактной форме почти невозможна, духовный неофит нуждается в инструментах, которые помогли бы ему помочь в восприятии Божественного. Графическая символика янтры, вместе с постоянным повторением мантры позволяют сознанию максимально быстро сконцентрироваться на объекте медитации (преданности), а пуджа (надлежащее поклонение) помогает визуализировать этот объект. Если медитация и поклонение осуществляются искренне (т.е. с верой и преданностью), садхака постепенно начинает чувствовать присутствие Божественного и в нем самом, что свидетельствует о правильном выполнение практики. Отождествляясь в процессе садханы с Богиней Матерью и Её различными проявлениями (богиней Лакшми, Сарасвати или Трипурасундари), со временем, он становится обладателем богатства знания или принимает такую ослепительную внешность, что может соперничать с самим богом любви. Шаг за шагом, по мере очищения сознания, такой духовный аспирант через осознание своего единства с Божественной Энергией (Шакти) приходит к переживанию вечного единства с Её Источником (Шивой) и, как следствие, – к окончательному освобождению (мокше). Такова вкратце идея садханы, представленной в этой Тантре.

У вас в руках мощное оружие, всю силу которого вам ещё только предстоит ощутить, поэтому, приступая к выполнению той или иной садханы, вы заранее и тщательнейшим образом должны взвесить все её последствия, руководствуясь при этом в большей степени своим сердцем, нежели разумом. Да, прибудет с вами Бог в эти минуты!

Хочется надеяться, что текс этой Ади Шанкарачарья Тантры послужит не только в осуществление ваших мирских желаний и обретение различного рода сиддхи, но и откроет удивительную красоту Океана Счастья и Радости общения с Богом, омыться в котором нам завещано Великим Мастером.

ДЖАЯ ШРИ ШАНКАРА ДЖАЯ!

(…)



| главная | туры в индию | туры в гоа | туры в непал | туры в тибет | шри-ланка | йога туры | ашрамы индии |
| авиабилеты | визы | горящие туры | издательство вель | лавка жизни | фото индии | контакты |

Site design, text, and images © 2005-10 SHIVALINGAM
All rights reserved