КАК ВЫИГРАТЬ СПОР С МЯСОЕДОМ.



Садгуру Шивайя Субрамуниясвами Здесь изложены все достоинства вегетарианства с точки зрения индуизма, а также приводятся различного рода факты негативного следствия мясоедения, перечислены четыре новые пищевые группы, даются выдержки из издания «Пища для Духа» (Food for the spirit), а также цитаты из древних текстов, Сатгуру Шивайя Субраманьясвами.


Должны ли мы убивать, чтобы жить?

В санскрите вегетарианство известно как шакахара. В Индии оно на протяжении тысячи лет было основным этическим принципом в отношении здоровья и окружающей среды. Хотя мусульманская и христианская колонизация качественно подорвали и ослабили этот идеальный принцип, он до сих пор остается важнейшим постулатом в индийской философии и практике. Едва уловимое чувство вины остается у индусов, принимающих в пищу мясо. На данную тему ведутся жаркие споры, и мы надеемся, что сей скромный труд, прольет свет на вопрос вегетарианства.

Для древних мудрецов Индии жизнь представлялась как самая суть божественного, проявление Источника и часть космического континуума. Они полагали, что каждая форма жизни, даже вода и деревья, обладают сознанием и энергией. Ненасилие, ахимса – первооснова вегетарианства, на протяжении долгого времени было центральной идеей в религиозных традициях Индии, особенно для индуизма, буддхизма и джайнизма. Индийская религия в равной степени поддерживает идею о святости жизни, вне зависимости от того человек ли это, животное, или элементал (у джайнов).

Санскритский аналог слова вегетарианство – шакахара, а человек, придерживающийся вегетарианской диеты – шакахари. Термин для мясоедения – мансахара, а мясоед – мансахари. «Ахара» обозначает «потреблять, есть», «шака» обозначает «овощи», а «манса» – «мясо» или «плоть». Само слово «манса» («мясо»), выражает в себе глубокое уважение к священности жизни и понимание закона кармы, в соответствии с которым каждое действие возвращается к совершившему его. Как разъясняется в «Ману Дхарма шастре» (5.55), насчитывающей 2000 лет, ученый муж заявляет, что значение манса (плоти) следующее: «Он («sa»), чью плоть я ем сейчас, будет есть меня («mam») в другом мире».

Довольно рано в Индии развился, не имеющий себе равного, интерес к гармонии между различными видами жизни. Это выработало общий этнос, стиль жизни, основанный на идее ненасилия и минимальном потреблении природных ресурсов, другими словами, – на сострадании и простоте. Если homo sapiens переживет то затруднительное положение, в котором он сейчас оказался, он снова откроет для себя эти два основных этических качества.

«Является ли вегетарианство продолжением практики ненасилия?». В моей книге «Танец с Шивой» на этот вопрос дается следующий ответ: «Индуисты учат вегетарианству как способу жизни при котором наносится минимальный вред другим существам, таким образом, потребление мяса, рыбы, птицы или яиц является пассивным соучастием в актах жестокости и насилия над животным миром. Отвращение к кровопролитию и убийству любого рода естественным образом приводит к вегетарианской диете, шакахара. Желание потребителя мяса приводит к убийству другим человеком животного и поставке этого мяса. Действия мясника обусловлены желанием потребителя. Мясоедение потворствует развитию ментальности насилия, вместе с потреблением сложного химического состава мяса, человек получает страх, боль и ужас, которые испытало животное в момент убийства. Эти качества взращиваются в мясоеде, замыкая навечно этот круг жестокости и замешательства. Когда уровень сознания человека увеличится и расширится кругозор, то он будет презирать насилие и будет не в состоянии переварить мясо, рыбу, птицу, яйца, одним словом, ту пищу, которую он когда-то потреблял. Великие святые Индии подтверждали, что невозможно потреблять мясо и одновременно жить мирной и гармоничной жизнью. Желание есть мясо наносит непоправимый вред Земле как таковой. Как может мясоед практиковать истинное сострадание и пожирать плоть животного ради откармливания своего тела? Вместо тысячи подношений гхи жертвенному огню, лучше не есть и не приносить в жертву живых существ».

Удивительно, но некоторые люди определяли вегетарианство как неупотребление в пищу мяса животных, но рыба и яйца разрешались. Но что на самом деле есть вегетарианство? Вегетарианское питание включает в себя зерно, фрукты, овощи, бобовые, молочные продукты. Предпочтительней натуральная, свежая еда, выращенная в близлежащей местности, без использования инсектецидов или химических удобрений. Вегетарианская диета исключает мясо, рыбу, птицу, яйца. Для укрепления здоровья сводится к минимуму потребление даже некоторых вегетарианских блюд, например, замороженных и консервированных продуктов, а также тех, что прошли высокотемпературную обработку, такие как белый рис, белый сахар и белая мука; также фастфуд и напитки, в состав которых входит множество химических добавок (искусственные подсластители, красители, ароматизаторы и консерванты).

За 40 лет моего пребывания в духовном сане стало очевидно, что у вегетарианских семей намного меньше проблем, чем у мясоедов. Если дети растут вегетарианцами, каждый день они проявляют сострадание и миролюбие, следуя принципу ненасилия. Каждый день они проживают, памятуя о том, что убивать нельзя. Они не убьют другое существо себе в пищу. А если они не убивают существ для своего пропитания, то они тем более не будут проявлять жестокость по отношению к людям.


Пять причин, чтобы быть вегетарианцем.

За последние 50 лет миллионы мясоедов приняли решение перестать есть плоть других существ. Для подобного решения есть 5 главных причин-мотиваций:

1. Закон, предписанный Ведами.
Ахимса, закон не причинения вреда, является первым религиозным долгом индуиста перед Богом и его созданиями, как написано в ведических писаниях.

2. Закон кармы, причинно-следственной связи.
Все наши действия, в том числе выбор пищи, повлекут за собой кармические последствия. Поедая других существ, человек вовлекается в круг причинения насилия, боли, приводящих к смерти, пусть даже косвенно. Таким образом, этот человек должен будет испытать те же страдания, что и несчастное создание.

3. Божественное сознание и духовная осознанность.
Еда является источником химического состава тела, то, что мы потребляем, влияет на сознание, эмоции и модель мировосприятия. Если человек хочет жить на более высоком уровне сознания, в мире, счастье и любви со всеми живыми существами, то он не должен есть мясо, рыбу, морепродукты, птицу и яйца. Проглатывая грубые и тяжелые продукты животного происхождения, человек впускает в свое сознание и тело гнев, зависть, страх, нервозность, подозрение и ужасающий страх смерти, одним словом, те эмоции, которые содержатся в забитом существе. Поэтому шакахари предпочитают жить на более тонком уровне сознания, в то время как мансахари пребывают на более грубом уровне сознания.

4. Здоровье.
Медицинские исследования доказывают, что вегетарианская пища легче переваривается и усваивается, предоставляет больший набор питательных веществ и меньше загрязняет тело. Вегетарианцы менее подвержены основным болезням, которыми страдает современное человечество. Таким образом, они проживают более долгую, продуктивную и здоровую жизнь. У них меньше жалоб на физическое состояние, меньше проблем с зубами, они реже посещают врача, вследствие чего меньше счета за лечение. Их иммунная система сильнее, тела чище, утонченнее, а кожа красивее.

5. Экологический аспект.
Планета Земля страдает. Растет число исчезающих видов, уничтожаются вековые дождевые леса ради пастбищных лугов для домашнего скота, исчезают верхние слои почвы, как следствие увеличивается количество нечистот, сливаемых в воду, загрязняется воздух – все это является следствием наличия мяса в рационе людей. Ни одно решение, принятое нами как индивидами или как расой не может привести к таким большим результатам по улучшению экологии планеты, как решение не есть мясо. Многие из тех, кто ищут спасения планеты для будущих поколений, сделали этот выбор только по этой причине.


Как выиграть спор с мясоедом?

В то время как число мясоедов увеличивается, вегетарианцы все ещё остаются в меньшинстве. Вегетарианцы часто сталкиваются в дискуссии с мясоедами, которые не только защищают своё право есть мясо, но и агрессивно убеждают вегетарианцев присоединиться к их плотоядной диете. Люди, потребляющие животную пищу или просто хищники, относятся к своим оппонентам как кроликам, жующим траву, чье питание якобы не способно сделать их сильными и дееспособными личностями.

Эта презентация разработана для того, чтобы побеждать в подобных дискуссиях, открывая глаза на разрушительные последствия мясоедения, как для отдельно взятой личности, так и для планеты в целом. Она основана на крайне информативном плакате с надписью «Как выиграть спор с мясоедом?», представляя говорящие факты из книги «Диета для Новой Америки» номинанта Пулитцеровской премии Джона Роббинса, и опубликованная Earthsave, организацией, основанной в Фелтоне, Калифорния. Ниже приводятся восемь различных аргументов против мясоедения и в пользу вегетарианской диеты:

1. Голод и мясоедение.
Большая часть проблем массового голода может быть решена путем сокращения или исключения употребления мяса. Причины следующие: 1) необходимо уменьшить количество пастбищ для домашнего скота, и начать на этих высвободившихся землях выращивать зерновые и овощные культуры; 2) большим количеством зерна, выращиваемым для домашнего скота, можно было бы накормить людей.

Только в этом году 20 миллионов людей умрет из-за недоедания. Один ребенок умирает от голода каждые 2-3 секунды. 100 миллионов людей может быть накормлено, если освободить земли от пастбищ и если американцы сократят свое потребление мяса всего лишь на 10%.

Только 20% кукурузы, выращенной в США, съедается людьми. 80% кукурузы и 95% отрубей, выращенных в США, отдается домашнему скоту. Эксперты оценивают потерю протеина после того, как зерно проходит через домашний скот в 90%.

Один акр земли может произвести 180 тонн картофеля или 113 кг говядины. 56% всей фермерской земли США отдано под выращивание говядины. На производство 450 г. говядины требуется 7 кг зерна и соевых бобов, которыми можно было бы накормить голодных.

2. Экологи против мясоедов.
Большая часть глобальных экологических проблем, включая глобальное потепление, исчезновение верхнего слоя почвы, дождевых лесов, редких видов животных, может быть решена путем сокращения или исключения употребления мяса.

Температура на Земле растет. Глобальное потепление, известное так же как «парниковый эффект», проистекает в первую очередь из-за сжигания ископаемого топлива, такого как нефть и природный газ, и как следствие образуются выбросы углекислоты. Для того чтобы произвести мясо, требуется в три раза больше ископаемого топлива, чем для производства еды для вегетарианцев.

Деревья, и в частности, вековые леса, необходимы для выживания планеты. Вырубка этих лесов является главной причиной глобального потепления, также как и исчезновение верхнего слоя почвы. Оба эти процесса приводят к уменьшению производства продуктов питания. Мясоедение является самой главной причиной, вызывающей исчезновение лесов. 105 миллионов (!) гектар лесов США было срублено под посевные поля, чтобы поддержать мясное производство и мясоедение. 16,5 кв. м. тропических лесов вырубается для производства 100 грамм говядины. Тревожные 75% пахотного слоя почвы США было потеряно на сегодняшний день, 85% процентов этих потерь напрямую связаны с животноводством.

Другим разрушительным эффектом уничтожения лесов является потеря многих видов растений и животных. Каждый год 1000 видов исчезают из-за разрушения тропического леса ради выращивания скота на мясо и других нужд. Ежегодно цифры увеличиваются. Чтобы поспевать за уровнем потребления в США, ежегодно 135 тыс. тонн мяса импортируется из Центральной и Южной Америки. Экономически это побуждает данные страны вырубать свои леса под пастбищные земли. Короткосрочная выгода игнорирует долгосрочный непоправимый вред экосистеме Земли. В действительности, эти страны истощают свои природные ресурсы, чтобы положить на стол американца кусок мяса, в то время как 75% всех детей Центральной Америки до 5 лет недоедает.

3. Рак и мясоедение.
Те, кто ест плоть, заболевают раком намного чаще вегетарианцев. Для женщин, употребляющих в пищу мясо ежедневно, риск заболеть раком в 3,8 раз больше, чем для тех, кто ест его раз в неделю. Женщины, которые едят яйца ежедневно, повышают риск заболевания раком в 2,8 раза по сравнению с теми, кто ест их раз в неделю. Те, кто едят сливочное масло и сыр 2-4 раза в неделю, увеличивают риск данного заболевания в 3,25 раза по сравнению с теми, кто ест эти продукты один раз в неделю. Риск смертельного рака яичников увеличивается в 3 раза у тех, кто ест яйца более трех раз в неделю по сравнению с теми, кто ест их менее одного раза. Риск смертельного рака простаты у мужчин, потребляющих мясо, сыр, яйца, молоко ежедневно, увеличивается в 3,6 раза по сравнению с теми, кто ест эти продукты редко, либо совсем не ест.

4. Холестерол и мясоедение.
Здесь приведены факты, свидетельствующие что: 1) Терапевты США недостаточно хорошо осведомлены о важности связи между питанием и здоровьем. 2) Мясоеды потребляют избыточное количество холестерола, подвергая себя опасности сердечных заболеваний.

Приходится признать, но американские врачи, как правило, малообразованны в вопросах диеты и питании – важнейших аспектах здоровья. Из 125 медицинских школ в США только 30 требуют от своих студентов пройти курс диетологии. Среднестатистический тренинг здорового питания, который проходят терапевты в США за четыре года обучения, составляет 2,5 часа. Таким образом, врачи в США недостаточно обучены, чтобы предлагать своим пациентам сокращать потребление определенной пищи, такой как мясо, содержащей избыточное количество холестерола, и вызывающей нарушения в сердечнососудистой системе.

Инфаркт является наиболее распространенной причиной смерти в США, убивающей одного человека каждые 45 секунд. Риск мужчины мясоеда заработать сердечный приступ составляет 50%. Риск же мужчины вегетарианца снижается до 15%. Сокращение потребление мяса, молочных продуктов и яиц на 10% уменьшает риск сердечной недостаточности также на 10%. Исключив эти продукты из своего рациона полностью, человек может уменьшить риск сердечных заболеваний на 90%. При мясной диете нормой является потребление 210 миллиграммов холестерола в день. Шанс умереть от сердечной недостаточности для мужчины, потребляющего 210 миллиграмм холестерола в день, выше 50%.

5. Истощение природных ресурсов и мясоедение.
Мировые природные ресурсы быстро истощаются из-за употребления мяса. Разведение домашнего скота ради мяса – очень неэффективный способ производства пищи. Все больше и больше ресурсов требуется для производства мяса, в отличие от зерна, фруктов и овощей. К примеру, более половины объема всей воды, используемой для всех бытовых нужд в США, уходит на выращивание домашнего скота. Количество воды, необходимое для выращивания среднестатистической коровы достаточно, чтобы держать на плаву большое военно-морское судно типа «Destroyer». В то время как на выращивание 450 г. пшеницы необходимо 95 литров воды, на производство тех же 450 г. калифорнийской говядины потребуется 19000 литров. Не трудно подсчитать, что с таким количеством воды можно было бы произвести 90 кг пшеницы. Если бы стоимость воды не была субсидирована правительством, то самое дешевое мясо для гамбургера стоило бы более 70 долларов за килограмм.

Мясоедение поглощает запасы нефти невероятно быстрыми темпами. На производство 1 калории говяжьего протеина требуется затратить 78 калорий ископаемого топлива (нефть, природный газ), и только 2 калории ископаемого топлива необходимо для производства 1 калории соевых бобов. Если бы каждый человек питался мясом, то мировые запасы нефти закончились бы уже через 13 лет. И они бы сохранились ещё на 260 лет, если бы все люди прекратили употреблять в пищу мясо. Таким образом, вегетарианство дает в 20 раз больше времени человечеству на разработку альтернативных источников энергии. 33% всего сырья (для фермерства, лесничества и добычи ископаемых) потребляемого США предназначено для выращивания домашнего скота, и лишь 2% используется для производства продуктов вегетарианского питания.

6. Антибиотик как веский аргумент против употребления мяса.
Здесь изложены факты, выявляющие опасность употребления мяса, так как в нем в больших количествах содержатся антибиотики, которыми кормят домашний скот для профилактики распространения стафилококковой инфекции. Инфекция быстрыми темпами приспосабливается и становится невосприимчива к данным лекарствам. Животные, выращиваемые для мяса в США, заражены. Индустрия животноводства пытается контролировать уровень заражения и скармливает скоту антибиотики. Большое количество препаратов идет в корм животным для этих целей. Из всего объема антибиотиков 55% уходит на обеззараживания домашнего скота. Но это эффективно не всегда, так как бактерии, вызывающие заболевания становятся невосприимчивыми к антибиотикам. К примеру, процент стафилококка, резистентного к пенициллину, вырос с 13% в 1960 году до 91% в 1988 году. Эти антибиотики предназначены для редотвращения заражения мяса, идущего на рынок. Понятно, что употребление в пищу такого мяса не прибавит людям здоровья.

Ответом Европейского Экономического сообщества на регулярное скармливание антибиотиков домашнему скоту в США был запрет на ввоз мяса из Соединенных Штатов. Европейские страны не хотят подвергать риску здоровье своих покупателей. К сравнению, мясные компании и фармацевтические корпорации США единодушно поддерживают компанию регулярного накачивания домашнего скота антибиотиками, закрывая глаза на опасность заболевания потребителей мясной продукции.

7. Пестициды и потребление мяса.
Большинство мясоедов не знает, что в США производится мясо с чрезвычайно высоким и опасным уровнем пестицидов. Принято считать, что Министерство Сельского Хозяйства США защищает здоровье потребителей, проводя регулярные и тщательные инспекции. В действительности, менее чем одна туша из 250000 убитых проверяется на токсичные химические остатки. Подтверждением того, что эти химикаты действительно поглощаются потребителем вместе с мясом, являются следующие факты: 1) В США 99% материнского молока содержит значительное количество ДДТ (инсектицида). К наглядному сравнению, только 8% материнского молока вегетарианки содержит ДДТ. Это доказывает, что преимущественно мясо, принятое в пищу кормящей мамой, стало источником ДДТ. 2) Уровень загрязнения хлорорганическими соединениями грудного молока у матерей, потребляющих мясо, выше, чем у кормящих матерей-вегетарианок в 35 раз. 3) Количество пестицида диелдрина, потребленного вместе с молоком матери, у среднестатистического малыша превышает допустимый уровень в 9 раз.

8. Этика против мясоедения.
Много из тех, кто решил следовать вегетарианскому питанию, приняли это решение из этических соображений, читали либо лично увидели то, что происходит ежедневно на любой из тысяч скотобоен США и других стран, где животные проходили жестокий процесс насильственного заключения в клетку и обездвиживания, различных манипуляций и насильственной смерти. Их боль и ужас неизмеримы.

Скотобойни – последний пункт для животных, выращенных ради их мяса. Эти отвратительные места, мало знакомые для обывателя мясоеда, перерабатывают огромное количество животных в год. Только в США 660000 животных убивают ради мяса каждый час. Удивительно сколько мяса потребляет мясоед. Среднее потребление мяса на одного человека в США, Канаде и Австралии составляет 90 кг ежегодно! Среднестатистический Американец потребляет за 72 года жизни приблизительно 11 туш крупного рогатого скота, 3 ягненка, 3 овцы, 23 свиньи, 45 индеек, 1100 кур и 390 кг рыбы! Приятного аппетита!

Люди, которые так или иначе контактируют со скотобойней не могут не получать воздействия от того, что они видят или слышат. Те, кто живут поблизости, должны ежедневно слышать ужасающий рев животных перед убийством. Те, кто работают на бойне, видят и участвуют в нанесении увечий и убийстве животных. Те, кто выбирают себе такую работу не задерживаются на ней надолго. Из всех видов занятости в США, работа на скотобойне имеет самый большой уровень ротации. На ней также самый большой уровень производственных травм.


У человека нет ни когтей, ни клыков.

Девятый и наиболее убедительный аргумент в пользу вегетарианства – человеческая физиология. Книга «Еда для духа, вегетарианство в мировых религиях» характеризует эту точку зрения следующим образом: «Многие диетологи, биологи и физиологи предлагают убедительные доказательства того, что люди физически не предназначены для поедания плоти». Здесь изложены 7 фактов, подтверждающие эту точку зрения:

1) Анатомически люди более походят на растениеядных, фуражных и травоядных животных, таких как коровы, слоны и приматы, нежели на хищников – собак и кошек.
2) Плотоядные животные не потеют через кожу, жар тела контролируется при помощи частого дыхания и высовывания языка. Травоядные животные (как и человек) имеют поры, через которые они потеют и выводят лишнее тепло и нечистоты.
3) У плотоядных длинные зубы и когти для удерживания и убийства добычи; у травоядных короткие зубы и нет когтей.
4) Слюна хищников не содержит птиалина и не может начать предварительное переваривание крахмала; слюна травоядных содержит птиалин, что позволяет начать переваривание крахмала уже в полости рта.
5) Животные мясоеды вырабатывают большое количество соляной кислоты для того, чтобы переваривать кости; травоядные животные секретируют мало соляной кислоты.
6) Челюсти хищников двигаются только вверх-вниз; челюсти же животных вегетарианцев также двигаются в стороны для дополнительного вида жевания.
7) Хищники лакают жидкости (как кошки); травоядные же пьют путем засасывания жидкостей через зубы.

Можно привести еще много подобных примеров. (Важным фактом, подтверждающим принадлежность человека к травоядным, может стать также длина его кишечника, который во много раз превышает длину его тела. Такое анатомическое строение препятствует быстрой эвакуации продуктов распада белковой пищи, в отличие от кошек и собак (образцовых хищников), длина кишечника которых равна длине их тела. Прим. редактора.) В каждом случае анатомию человека можно отнести к травоядным. С физиологической точки зрения существует много аргументов в пользу того, что люди не пригодны для поедания плоти.


Вегетарианство полезно для здоровья.

Совсем недавно курение стало рассматриваться опасным для здоровья и окружающей среды. Результатом научных исследований и образования в области данной вредной привычки, которую когда-то считали не только безвредной, но и стильной, стал запрет в большинстве городов США курения в общественных местах. Курение стало незаконным также в государственных учреждениях и на внутренних авиалиниях США и не только. Сейчас на повестке дня стоит другая даже более разрушительная проблема. Угроза здоровью и окружающей среде была признана официальными властями тогда, когда на это указали всевозможные улики, собранные за последние 15 лет. В последнее время группа известных врачей, являющихся членами Американской Медицинской Ассоциации (AMA), созвала Комитет врачей за ответственную медицину («PCRM»), чтобы кардинально изменить подход к культуре питания в Америке. «Комитет врачей за ответственную медицину» – некоммерческая организация, основанная в Вашингтоне, которая состоит из врачей и непрофессионалов, работающих вместе, чтобы медицинская практика, научные исследования и популяризация здорового образа жизни были эффективными и учитывали аспекты сострадания. Организацию, основанную в 1985 году, поддержали более 3000 врачей и 50000 непрофессионалов-любителей. Президент этой организации Невал Д. Барнард – доктор медицинских наук, популярный лектор и автор книги «Сила в твоей тарелке».

Как заявляет PCRM в своей литературе от 1991 года «Вегетарианство пропагандировали все от философов, таких как Платон и Ницше, политических лидеров, таких как Бенджамин Франклин и Ганди, до популярных певцов, таких как Пол Маккартни и Боб Марли. Наука также стоит на стороне вегетарианства. Многочисленные научные труды выявляют значительные плюсы для здоровья от вегетарианского питания». «Вегетарианцем считается человек, избегающий употребления животной плоти, включая рыбу и птицу. Вегетарианцы, избегающие мясо, но употребляющие такие продукты животного происхождения, как сыр, молоко, яйца называются ово-лакто-вегетарианцами (от «ово» - яйцо, «лакто» - молоко). Класс людей, воздерживающихся от всех продуктов животного происхождения, стремительно увеличивается; эти люди относятся к чистым вегетарианцам или веганам (vee’guns). Научные исследования показали, что оволактовегетарианцы здоровее, чем мясоеды, а веганы более здоровы, чем оволактовегетарианцы ». Нужно заметить, что индийская индуистская традиция всегда была лактовегетарианской, разрешающая потребление мяса.

Литература организации PCRM перечисляет массу преимуществ для здоровья от вегетарианского питания, включая такие как: - предотвращение рака: «Многочисленные эпидемиологические и клинические исследования показали, что вегетарианцы на 50% менее подвержены смертельным раковым заболеваниям, чем невегетарианцы». - предотвращение сердечнососудистых заболеваний и нормализация кровяного давления. - предотвращение и успешное лечение диабета. - предотвращение желчных камней, камней в почках и остеопороза, а также облегчение протекания болезней. - предотвращение и облегчение астмы.


Четыре новые пищевые группы.

В 1991 году «Комитет врачей за ответственную медицину» (PCRM) выдвинул предложение изменить официально признанные «4 пищевые группы», пропагандировавшиеся диетологами США в стране за предшествующие 35 лет. В этом предложении разрушается бытовавший миф о мясе, как о составляющем основную часть рациона питания человека, и вносятся результаты новых исследований, выявляющие неоспоримый вред мясоедения. 8 апреля 1991 года Комитет предложил заменить 4 основные группы питания. Четыре основные группы питания были частью предписаний правительства США начиная с 1956 года, пропаганда которых стала причиной широкого распространения среди людей сердечнососудистых заболеваний, рака, паралича и других серьезных недугов. Четырьмя прежними пищевыми группами были: мясо, молочные продукты, зерно и фрукты-овощи. «Четыре новые пищевые группы» – это зерно, бобовые, овощи и фрукты. Мясо и молочные продукты теряют их пищевой статус группы (согласно этому предложению). «Новые четыре пищевые группы» представляют собой план питания, основывающийся на здоровой, богатой клетчаткой пище растительного происхождения, в отличие от предыдущей пищевой системы, в основе которой находились продукты, содержащие холестерол и жиры. «Группа молочных продуктов и мяса были основными источниками холестерола и насыщенных жиров, которые являются основными виновниками в повышении содержания холестерола в крови», – говорит врач диетолог, член PCRM, Вирджиния Мессина. «Просто эти продукты не являются необходимыми в человеческой диете».

Плакат PCRM предлагает следующее описание четырех новых пищевых групп:

1. Цельнозерновые культуры включают в себя хлеб, макаронные изделия, рис, кукурузу и остальные виды зерна. Нужно заметить, что акцент делается на цельном зерне, а не на очищенном. Пусть ваш рацион будет состоять из зерна, поддерживающего здоровье. Блюда, основанные на зерновых культурах богаты клетчаткой и другими сложными углеводами, также как и протеином, витамином В и цинком.
2. Овощи богаты питательными веществами, они обеспечивают витамин С, бета-каротин, рибофлавин и другие витамины, железо, кальций, клетчатка. Темно-зеленые листовые овощи такие как брокколи, листовая капуста, горчица, листья репы, цикорий, китайская капуста являются хорошими источниками для пополнения этих важных микроэлементов и питательных веществ. Темно-желтые и оранжевые овощи такие, как морковь, тыква крупноплодная столовая, картофель, тыква обыкновенная – все эти продукты являются источником дополнительного бета- каротина. Включите в свой рацион щедрые порции этих продуктов.
3. Бобовые включают в себя фасоль, зеленый горошек, чечевицу и обеспечивают организм клетчаткой, протеином, железом, кальцием, цинком, витамином В. К этой группе также относится нут, жареные и очищенные бобы, соевое молоко, тофу, индонезийская лепешка темпе, текстурированный растительный протеин.
4. Фрукты (и ягоды) богаты клетчаткой, витамином С и бета-каротином. Обязательно включайте в свой рацион хотя бы одну порцию фруктов, богатых витаминами С цитрусовых и ягод. Предпочитайте сокам цельные фрукты, которые содержат много полезной клетчатки.


Распространенные опасения.

Люди, избравшие вегетарианство, обычно беспокоятся о недостаточном количестве питательных веществ, так как распространено суждение о том, что мясо якобы является необходимым компонентом здорового питания. На самом деле, питаться сбалансировано, будучи вегетарианцем, очень просто. Растительная пища является богатым источником протеина. Тщательный подбор продуктов не обязателен. Обычный набор растительных продуктов обеспечивает более чем достаточное количество протеина для организма. Избыточное же содержание белка в мясной пище, напротив, вредоносно и вызывает камни в почках, остеопороз, некоторые виды рака и сердечные заболевания. Диета, основанная на бобах, цельном зерне и овощах, содержит достаточное количество протеина без избытка. Касательно других жизненно-важных питательных элементов можно сказать следующее:

Кальций легко найти в вегетарианских продуктах. Большинство темно-зеленых листовых овощей и бобов богаты кальцием, а некоторые пакетированные апельсиновые соки и мюсли специально обогащены кальцием. Железо в изобилии присутствует в цельном зерне, бобах и фруктах. Миф о том, что витамин В12 можно получить в достаточном количестве только в мясе, которое, в связи с этим, становится незаменимым, абсолютная неправда. PCRM советует: «Хотя случаи, недостатка В12 редки, важно убедиться, что есть надежный источник этого витамина. Превосходным источником витамина В12 являются все мультивитамины (включая вегетарианские витамины), обогащенные хлопья и обогащенное соевое молоко».

«Во время беременности потребность женщины в питательных веществах увеличивается. Американская ассоциация питания разработала веганскую систему питания, отвечающую всем нуждам женщины во время беременности, но беременные женщины и кормящие матери должны включать в свой рацион витамин В12 и D». «Дети-вегетарианцы также должны потреблять все необходимые питательные вещества, но и эти два витамина содержатся в вегетарианской диете. Вегетарианское меню продлевает жизнь. Будучи детьми-вегетарианцами, они растут медленнее, достигают пубертатного возраста позже остальных и живут значительно дольше, чем мясоеды. Нужно обязательно включить достаточное количество витамина В12 в их рацион».

Кроме обогащенных хлопьев и соевого молока, упомянутого выше, витамин В12 встречается в мультивитаминных комплексах, пивных дрожжах и других продуктах. Лица, заинтересованные в поддержке или ознакомлении с PCRM должны написать в PCRM, P.O. BOX6322, Washington, D.C., 20015.


Вегетарианство и индуизм.

В книге «Еда и дух, вегетарианство и мировые религии» указывается, что «после вторжения в Индию мусульман, а затем британцев, мясоедение, несмотря на общеизвестное знание о его вредоносности, стало быстро распространяться среди индуистов. Вместе с этим пришло желание «быть цивилизованным» и «есть как сахиб». Однако те, кто был воспитан в соответствии с Ведическими писаниями, никогда не перенимали привычку есть мясо. Набожные индуисты и сейчас соблюдают вегетарианство как свой религиозный долг». Из ранних ведических текстов стало известно, что такой тип вегетарианства всегда был распространен на территории Индии. Это наблюдение подтвердил так же древнегреческий путешественник Мегасфен и Фа-хсиен, китайский буддхийский монах, который в 15 веке нашей эры путешествовал по Индии в поисках аутентичных копий древних манускриптов. Эти тексты однозначно утверждают вегетарианский образ жизни. В Махабхарате, к примеру, великий воин Бхишма объясняет Юдхиштхире, старшему Пандаву, что мясо животного все равно, что мясо собственного сына; что глупый человек, потребляющий мясо – самое мерзкое и отвратительное живое существо [ Anu. 114.11]. Здесь предупреждается, что потребление «грязной» пищи не так ужасно, как потребление плоти [Shanti.141.88] (стоит помнить, что брахманы древней Индии расценивали чистоту как духовный принцип). Таким же образом, в Манусмрити утверждается, что «человек должен воздерживаться от всех видов мяса», так как это ведет к убийству и к кармической зависимости (бандхе)[5.49]. В другом месте можно найти изречение последнего ведийского царя Махараджа Парикшита: «Убийца животных не может насладиться посланием Великой Истины [Шримад Бхагаватам 10.1.4].


Древние писания против убийства животных.

Индуистские религиозные писания четко и настойчиво утверждают о неубийстве и вегетарианстве. В древней Риг Веде можно прочесть следующее: «О овощи, будьте сочными, полезными, придающими силы; и таким образом, будьте созревшими». Яджур Веда кратко говорит: «Не причиняйте насилия живым существам на земле, в воздухе и воде». В известнейшем и красивейшем 2000-летнем трактате Тирукурал, шедевре философии и этики, говорится о сознании: «Когда человек осознает, что мясо есть убитая плоть другого существа, он должен воздержаться от его поедания». Ману Самхита наставляет: «Хорошо поразмыслив над происхождением мяса и жестокостью содержания в неволе и убийстве живых существ, пусть человек полностью воздержится от потребления плоти». В разделах Тирумантирам, говорящих о йоге, автор предупреждает о том, как мясоедение удерживает ум в грубом состоянии сознания, противоречащем дхарме: «Слуги смерти быстро опутывают низких людей, поедающих плоть и быстро толкают их в огненную пасть ада (Нарака – низменное состояние сознания)». Корни ненасилия и неупотребления мяса можно найти в Ведах, Агамах, Упанишадах, Дхарма Шастрах, Тирумураи, Йога Сутрах и во многих других священных текстах индуизма. Ниже представлена коллекция цитат из священных текстов индуизма, повествующая об этом:

«Пускай ваши цели будут общими, а ваши сердца будут в согласии, пусть все вы будете единомышленниками, так чтобы вы могли жить вместе хорошо», Риг Веда Самхита, 10.191.

«Защищай оба наших вида, двуногих и четвероногих. Предоставляй им как еду, так и питье. Пусть они вырастут сильными и высокими. Сохрани нас от боли на все дни, о Сила!», Риг Веда Самхита 10.37.11. ВЕ, 319.

«Тот, кто отведает человеческой плоти, плоти кобылы или другого животного и лишит других существ молока, убив корову, о Повелитель, если такой злодей не перестанет это делать, то не сомневайся ни минуты и отрежь ему его голову», Риг Веда Самхита, 10.87.16, ФС 90.

«Пусть мирной будет земля, мирным – эфир, мирными – небеса. Мирными – воды, мирными – травы, пусть мирными будут деревья. Пусть все Боги принесут мне мир. Пусть мир воцарится через эти призывы мира. С этими призывами мира, которые умиротворяют все, я становлюсь спокойным, несмотря на все ужасы, творящиеся здесь, несмотря на жестокость, несмотря на все грехи вокруг. Пусть они станут благоприятными, пусть все принесет нам только добро», Атхарва Веда Самхита 10.191.4.

«Те благородные души, практикующие медитацию и другие йогические пути, всегда заботящиеся обо всех живых существах, кто защищает всех животных, те действительно серьезно относятся к своей духовной практике», Атхарва Веда Самхита. 19.48.5. ФС,90.

«Если мы причинили насилие пространству, земле или небесам, или если мы обидели мать или отца, от этого пусть Агни, домашний очаг огня, очистит нас и безопасно сопроводит в мир добра», Атхарва Веда Самхита 6.120.1 ВЕ, 636.

«Вы не должны использовать данное вам Богом тело для убийства божьих тварей вне зависимости от того человек ли это, животное или кто-либо еще», Яджур Веда Самхита, 12.32. ФС, 90.

«Пусть все существа будут смотреть на меня дружелюбно. Пусть я буду смотреть так же, и пусть мы все будем воспринимать друг друга глазами дружелюбия!», Яджур Веда, 36.18.

«Ненасилие есть все жертвоприношения. Отречение есть дакшина жреца. Окончательное отречение – смерть. Таким образом, все божества находятся в этом теле», Кришна Яджур Веда, Прана Упанишада, 46-8, 413-14.

«Мир раю, небесам и земле! Мир водам, мир растениям и всем деревьям! Мир Богам, Брахманам, всем людям на Земле, повторяю снова и снова – мира и мне! О земной сосуд (earthen vessel), укрепи меня. Пусть все существа будут смотреть на меня как на друга! Пусть я буду смотреть на всех существ как на друзей! Пусть все мы будем дружественно относиться друг к другу!», Шукла Яджур Веда Самхита, 36.17-18, ВЕб 306, 342.

«Не должно быть причинено боли ни одному живому существу или вещи», Девикалоттара агама, JAV 69-79. RM, 116.

«Само имя коровы – агхния (aghnya) обозначает, что она не должна быть убита. Кто тот, кто её убивает? Несомненно, тот, кто убивает корову или быка совершает злодейство», Махабхарата, Шантипарва 262.47, ФС, стр. 94.

«Кто покупает плоть – совершает насилие своим благосостоянием. Тот, кто ест плоть, совершает это ради услаждения своего вкуса. Убийца совершает прямое насилие. Тот, кто приносит мясо или посылает за ним, кто отрезает конечности животного и кто покупает, продает, готовит его или ест – все эти люди должны рассматриваться как мясоеды», Махабхарата, Анупарва. 115.40, ФС, стр. 90.

«Человек никогда не должен делать другому то, что не сделал бы для себя. Это закон дхармы, долга. Стремясь к желанию и поступая иначе, человек совершает грех адхармы (не выполнение своего долга)», Махабхарата, 18.113.8.

«Ахимса, ненасилие – высшая дхарма, долг человека. Ахимса – лучшая аскеза, тапас. Ахимса – величайший дар. Проявление ненасилия – высшая степень самообладания. Ахимса – величайшая жертва. Ахимса – величайшая сила. Ахимса – лучший друг. Ахимса – великая правда. Ахимса – высочайшее учение», Махабхарата, 18.116.37-41.

«Тот, кто видит, что Все Господь присутствует во всем, бессмертном и смертном – тот видит Истину. И когда человек видит, что Господь в нем есть тоже что и Господь во всем, то он больше не вредит себе, причиняя боль другим. Тогда он, воистину, идет по высшему пути», Бхагавад Гита, 13.27-28, BgM, стр. 101.

«Ненасилие, истина, свобода от гнева, отречение, душевное спокойствие, отвращение к критиканству, любовь ко всем существам, безразличие к страстным желаниям, доброта, скромность, самообладание, энергичность, способность прощать, сила духа, чистота, добрая воля, свобода от гордости – все это относится к человеку, рожденному для рая», Бхагавад Гита, 16.2-3, BGM, стр. 109.

«Много прекрасных цветов можно предложить Учителю, но нет ни одного столь же прекрасного как не-убийство (ненасилие). Уважение к живым существам есть высочайшее поклонение, яркий светильник, благоухающая цветочная гирлянда и непоколебимая преданность», Тирумантирам, 197.

«Накопление духовных заслуг и грехов совершается именно нами. Убийца живых существ – изгой. Совмещай слова с делами. Не кради, не убивай, не хвастай, не порицай других людей», Лингаята-вачанас.

«Ахимса (ненасилие) есть непричинение вреда любым другим живым существам в любое время посредством действий ума, речи или тела», Шандилья Упанишада.

«Когда ум твердо нацелен на волны ахимсы, все живые существа прекращают вражду в присутствии такого человека», Йога Сутры 2.35. ЙС, стр 205.

«Те, кто не знают настоящей дхармы, несмотря на то, что считают себя благодетельными, убивают животных без зазрения совести и страха наказания, в следующей жизни такие грешники будут съедены теми же существами, которых они убили», Шримад Бхагаватам, 11.5.4 ФС, стр. 90.

Возможно, нигде так полно и выразительно не изложен принцип не потребления мяса, как в Тирукурале, написанном на Тамильском языке более 2000 лет назад простым ткачом, святым в деревне недалеко от Мадраса (Ченнаи). Поскольку этот труд считается великим этическим манускриптом мирового масштаба, на нем принимают присягу в Южноиндийских судах.

«Это принцип чистого сердца – никогда не ранить живых существ, даже когда сами они были злостно ранены. Какое поведение благодетельно? То, что никогда не разрушает жизни, так как убийство приводит к остальным грехам», TK, 312, 321, TW.

«Вредя другим существам, даже врагам, что вредят неосознанно, человек навлекает на себя непрекращающиеся беды. Верховный принцип таков: никогда и никоим образом не вреди кому бы то ни было», TK, 313, 317, TW.

«Какой путь является хорошим? Тот, что позволяет избежать убийства живого существа, даже ради спасения своей собственной жизни», TK, 324, 327, TW.

«Как может практиковать сострадание человек, поедающий плоть животного ради откармливания своей собственной плоти?», TK, 251, TW.

«Богатства нельзя найти в руках расточительных. Подобным образом, нельзя найти сострадания в сердцах тех, кто поедает мясо», TK, 252, TW.

«Доброта никогда не пребывает в умах этих двух: тех, в чьих руках оружие и тех, кто питается плотью», TK, 253, TW.

«Если вы спросите что есть добро, а что зло, так это – не убийство и убийство. Так, поедание плоти никогда не будет добродетелью», TK, 254, TW.

«Жизнь увековечивается в неупотреблении мяса. Сжатые пасти ада держат тех, кто питается плотью», TK, 255, TW.

«Если бы человечество не покупало и не потребляло мяса, не было бы места для убийства и продажи мяса», TK, 256, TW.

«Когда человек осознает, что мясо – убитая плоть другого существа, он должен воздержаться от его потреблении», TK, 257, TW.

«Восприимчивые души, оставившие страсть, не будут кормиться плотью из которой ушла жизнь», TK, 258, TW.

«Не принесение в жертву и неупотребление мяса любого живого существа есть намного выше, чем 1000 подношений масла гхи жертвенному огню», TK, 259, TW.

«Все живое сложит ладони вместе в молитвенном поклонении тому, кто отказался убивать и потреблять мясо», TK, 260, TW.


Индуистские религиозные деятели о ненасилии.

«Величие нации и её моральный прогресс пропорционален отношению к животным в стране», Махатма Ганди.

«До тех пор пока человеческое общество продолжает регулярно убивать коров в скотобойнях, и речи быть не может о мире и процветании», А.С. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

«Воздержись от осознанного убийства даже малюсеньких насекомых таких как вши, жуки, комары. Используй принцип ненасилия даже ради обладания женщиной, богатством или царством. Никогда не убивай животных даже ради жертвоприношения. Ненасилие – самая великая религия из всех», Свами Сахаджананд.

«О любитель медитации, очищайся! Наблюдай ненасилие в сознании, речи и в действиях. Не разбивай ни чье сердце, не рань чужих чувств. Не вреди никому. Помогай всем. Не бойся других и не пугай никого», Свами Муктананда.

«Тот, кто верит в насилие и продолжает причинять вред другим никогда не будет миролюбивым сам», Свами Сатчитананда.

«Освободиться от насилия – долг каждого человека . Не должно возникать в сознании никакой мысли о мести, ненависти или злобе. Причинение вреда другим вызывает ненависть», Свами Шивананда.

«Под ахимсой Патанджали подразумевал освобождение от желания убивать. Все формы жизни имеют равное право на воздух этого илюзорного мира (майи). Святой, постигший секрет творения, будет в гармонии с бесчисленными поразительными проявлениями природы. Все люди смогут понять эту истину, преодолев страсть к разрушению», Письма Шри Юктешвара к Парамхамса Йогананде.

«Усеяв землю семенами баклажана, вы сорвете баклажаны. Если вы посеете добро, вы пожнете добро. Сея зло, вы пожнете зло. Делайте добро всем. Добро везде, внутри вас. Не убивайте. Не давайте гневу укорениться», Святой Йогасвами.

«Мы все одной расы и религии. Мы божественные существа, находящиеся в Самой Божественности. Эта правда может быть понята только теми, кто уловил её через волшебное очарование духовной жизни в дхарме, не иначе. Из-за этого, святые снова и снова настаивали на том, что необходимо любить все живые существа, как самого себя», Святой Йогасвами.

«Практика ахимсы – отсутствие зависти. Человек, чье сердце не желает вреда кому-либо, кто радуется процветанию своего врага, тот настоящий бхакт, йогин, гуру всех людей», Свами Вивекананда.

«Честно говоря, любая деятельность не возможна без определенной степени насилия, неважно насколько малой. Сам процесс жизни невозможен без определенной доли насилия. То, что требуется от нас, так это – максимально минимизировать его», Махатма Ганди, Мой Социализм, 34-35.

«Вы сами не любите страдать. Как вы можете причинять страдание другим? Каждое убийство – суицид. Вечное, счастливое и естественное состояние было задушено жизнью в невежестве. В этом плане современная жизнь была порождена убийством вечных изначальных существ. Разве это не случай суицида (убийства самого себя)?», Рамана Махарши, июнь 1935.


Библиография:

1) BgM: Juan Mascaro, The Bhagavad Gita (Baltimore, Penguin Books, 1966).

2) VE: Raimundo Panikkar, The Vedic Experience (New Delhi, Motilal Banarsidass, 1989).

3) RM: Arthur Osborne, ed., The Collected Works of Ramana Maharshi (London, Rider, 1959).

4) YP: Rammurti S. Mishra, The Textbook of Yoga Psychology (New York, Julian Press, 1963).

5) TW: Tiruvalluvar, Tirukural: The Weaver (English translation by Himalayan Academy, Concord, California, manuscript).

6) FS: Steven Rosen, Food for the Spirit, Vegetarianism and the World Religions (New York, 1990). Bala Books Inc. 74 Old Westbury Road, Old Westbury, N.Y, 11568

7) John Robbins, Diet For a New America (Walpole, New Hampshire, 1987). Stillpoint Publishing, Box 640, Walpole, NH 03608




Падуки Сатгуру Шивайя Субрамуниясвами Перевод: Ксения Бахтина
Редактор: Динанатха Бодхисвами

© 2002 Himalayan Academy
© 2012 Издательство «Хиндуизм Тудэй»










| главная | туры в индию | туры в гоа | туры в непал | туры в тибет | шри-ланка | йога туры | ашрамы индии |
| авиабилеты | визы | горящие туры | издательство вель | лавка жизни | фото индии | контакты |

Site design, text, and images © 2005-12 SHIVALINGAM
All rights reserved