ИНДУИЗМ: ПОДЛИННЫЙ ГУМАНИЗМ.

Садгуру Бодхинатха Вейлансвами.



Бодхинатха Вейлансвами Критическое исследование светского (секулярного) гуманизма* и индуистского гуманизма для студентов, погруженных в атмосферу атеизма, царящего в учебных заведениях.

*Одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Светский гуманизм противопоставляется религиозному, он не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога (ред.).


Современные университеты формируют умы молодежи таким образом, что их родители даже не имеют представления о том. В высших учебных заведениях в методике преподавания довлеют разум и научный подход, религия здесь отступает на второй план. Подобная стратегия вполне понятна, и она во многом ограничивает как студентов, так и преподавателей. Предположим, даже если у профессора есть глубокие религиозные убеждения, правила учебного заведения (приятное исключение здесь составляют религиозные университеты) не позволяют ему или ей делиться этими убеждениями со студенческой аудиторией. В результате, на сегодняшний день атеистические (агностические) ценности светского гуманизма стали превалирующими, определяющими направленность образования.

Многие юные индуисты оставляют свои дома примерными верующими, но поступая в колледжи, они изучают предметы с антирелигиозным уклоном и возвращаются домой уже полные сомнений в существовании Бога, сонма богов, внутренних миров, жизни после смерти и мистических учениях веры своих предков. Я слышал, как выпускники объясняют своим родителям: « В школе нас учат придерживаться научному методу и всегда задаваться вопросом. Я больше не верю в Бога, потому что Его существование не доказано научно». Окунувшись в атеистическую университетскую атмосферу, молодые люди меняют свое мировоззрение и из индуистов превращаются в светских гуманистов. Учебные заведения, являясь учреждениями с равными возможностями для всех, влияют подобным образом на адептов всех религий. Иудейские студенты возвращаются домой неверующими, католики становятся либералами, мусульмане теряют связь с религией, данной им при рождении.

Гурудэва столкнулся с этой проблемой примерно три десятилетия назад. Тогда он дал задание свами создать конспект принципов этой мировоззренческой школы и трех атеистических учений (материализма, экзистенциализма и коммунизма). Результаты были опубликованы в его труде «Танец с Шивой». Гурудэва понимал, насколько важно студентам знать систему принципов и доктрины западного типа мышления, ведь ими буквально пропитана большая часть учебной литературы. Мне часто задают вопрос как молодые люди, так и их родители: каким образом возможно примирить индуизм и светский гуманизм? Ниже я представлю вашему вниманию точку зрения индуизма по каждому из девяти светских гуманистских принципов.

В поисках смысла и значения жизни светский гуманизм (или просто гуманизм, выше употребляемый термин предпочитают его сторонники) рассматривает мир исключительно сквозь призму разума и науки. Его концепции морали имеют строго рациональную, не духовную основу.

В 2002-ом году Международный союз гуманизма и этики выпустил Амстердамскую Декларацию, в которой официально были изложены его базовые принципы: «Гуманизм это демократическая и этическая жизненная позиция, подтверждающая тот факт, что люди имеют право на свой индивидуальный подход к жизни, они сами распоряжаются ею и сами несут за себя ответственность. Гуманизм ратует за создание более гуманного общества, основанного на общечеловеческих и других естественных ценностях, на принципах разумности и свободы выбора с учетом человеческих способностей. Гуманизм не является теистическим и не приемлет сверхъестественных мировоззрений».

Дабы помочь студентам индуистам справиться с сокрушительным напором светского гуманизма, напомню, что индуизм является первостепенной и самой гуманной философией из всех когда-либо существовавших. Индуизм содержит в себе все составляющие гуманизма и даже более того.

Тема для размышлений: студент колледжа думает о предметах, которые представляет его преподаватель, большая часть из них отражает западную точку зрения на реальность. Задача студента состоит в том, чтобы понять, как соотнести получаемую информацию с его индуистским воспитанием.

Суть гуманизма выражается в его третьем принципе: «Я верю, что наиважнейшей задачей является сохранение и улучшение человеческого рода и всей человеческой расы, которая должна сберечь землю для будущих поколений развитием светской, общечеловеческой морали и системы законов».

Индуизм полностью разделяет эту концепцию. Нюанс лишь в том, какие именно характеристики человека должны быть улучшены и как это сделать? Индуизм принимает вышеперечисленные светские гуманистические принципы и добавляет к ним тезис, составляющий высшую цель человеческой жизни, - духовное продвижение, приближение к Богу (для монистов – внутреннему божественному Я) через множество рождений.

Индуизм влияет на продвижение человечества в контексте его божественной природы и подлинной божественности всех вещей, включая материальную вселенную. Индуист непременно обратит ваше внимание на то, что квантовая физика лишь подтверждает факт сверхъестественности и осознанности вселенной, концепции, описанной в наших священных писаниях многотысячелетней давности.

И пока светский гуманизм благородно отстаивает служение человеку, индуистский гуманизм одухотворяет самоотверженный труд в форме карма йоги, трансформируя нашу работу и любую деятельность в божественное служение и, таким образом, приближая нас к реализации нашего врожденного союза с Богом. Прамук Свами Махарадж (BAPS) наставлял своих последователей после землетрясения 2001-го года в Гуджарате: «Когда люди сталкиваются с трудностями и горем, наша индийская традиция дает им утешение. Мы чувствуем, что служа людям, мы служим Самому Господу».

В идеале, индуистский подход к поклонению Богу посредством служения передается родителями и храмовыми наставниками, учителями. Кроме того, важно, чтобы подростки имели опыт участия в служении на регулярной основе. К счастью, многие храмы устраивают подобные регулярные службы (сева - прим. ред.). Если же там, где вы живете, нет таких индуистских проектов, постарайтесь найти службы по улучшению окружающей среды, помощи бедствующим, снабжению нуждающихся одеждой, едой и заботой.

В чем еще ключевые отличия этих двух форм гуманизма? В то время, как светский гуманизм провозглашает царем всего сущего разум, индуизм определяет его как один из существующих источников знания. То, что первый считает предрассудком, второй чтит как мистический опыт. И пока светский гуманизм утверждает, что жизни после смерти нет, индуизм верит в то, что каждая душа проживает множество жизней на планете. Индуизм понимает мудрость цикла рождения, смерти и перерождения, и старается улучшить настоящее бытие для того, чтобы в следующем рождении вступить в более высокоразвитую форму. Знание реинкарнации устраняет страх смерти и, в сочетании с законом кармы, - объясняет разнообразие человеческого опыта. По иронии судьбы, сегодня передовые научные исследования посвящены изучению всеобщего (nonlocal) сознания (души и ее реинкарнации), нематериальности космоса (излюбленная тема квантовой физики) и наличию осознанности в растениях и даже инертных веществах. Так что, возможно, лет через сто конфликт будет исчерпан.

Гурудэва говорил о том, как индуизм «привносит чудесные чувства веры в космические процессы реинкарнации вместе со знанием законов кармы и мудрости дхармы, где каждый на своем правильном месте и имеет цель в жизни. Индуизм расширяет восприятие и приятие всех остальных религий, которые являются результатом творения Единого Господа, он благословляет пути преданности между могущественными храмами, наполняет глубочайшее мистическое учение, основанное на йоге и привнесенное в мир ясновидящими, святыми и гуру. Наша вера настолько сильна, богата и разнообразна, что объять ее полноту под силу лишь немногим. Она безмерна и настолько безгранична, что порой нам трудно объяснить ее тем, кто придерживается более простых доктрин».

Обладая пониманием взаимодействий трех миров, индуисты также владеют радостями паломничества, во время которого они оставляют мирские проблемы и совершают в благоприятное время путешествия к священным местам за особым благословением. Гурудэва пояснял: «В отличие от горделивых свободомыслящих, считающих себя независимыми от религиозной жизни, мы, индуисты, чувствуем, что получение даршана от богов и поступающая с ним помощь укрепляет нашу сущность и вдохновляет на еще большее усердие в духовной жизни. В отличие от рационалистов, которые уверены в том, что в них самих находятся все необходимые для жизни ресурсы, а молитвы Богу о помощи патетичны и тщетны, индуисты мудро полагаются на Божественное и так избегают бездны неверия».

В мистицизме есть своя особая радость. Как говорил Гурудэва: «Бесконечно велика индуистская мистическая традиция с ее садханами и йогами, с ее богатством понимания эфирных тел, каналов нади и чакр, ауры и пран, различными состояниями сознания и уровнями бытия, и многим, многим другим».

Молодые индуисты, учась в колледже, должны быть готовы погрузиться в научный мир, где правит резон аргумента, как временно ограниченная осведомленность, им предстоит получать знания и при этом не сойти на путь скептицизма и сомнений. Я советую молодежи помнить о том, что многие профессора пытаются убедить верующих в том, что они находятся на пути неведения, и твердят индуистам, что их вера груба, стара и полна предрассудков. Я призываю молодежь не прекращать духовные практики и во время обучения, имея в виду пуджу, джапу, йогу, медитацию и изучение священных текстов. Пусть хорошее (светское) образование не мешает вам оставаться добропорядочными индуистами.

Далее приведены девять принципов - резюме миропонимания светского гуманизма, взятых из «Танца с Шивой» - Современного Катехизиса Индуизма.

Также мы предлагаем вашему вниманию индуистский контрапункт каждому из гуманистических принципов.


Девять принципов светского гуманизма:

1. Отказ от теизма. Я верю в то, что нет рационального доказательства существования Бога, и не обманываюсь размышлениями о Высшей Сущности.

2. Отвержение религии и суеверий. Я верю в то, что традиционные религии и верования проповедуют ложные доктрины, они деспотичны и ведут своих последователей к неведению, фанатизму и догматизму. Мой долг быть начеку и оспаривать иллюзорные принципы ортодоксальных религий и их попытки объяснять мироустройство с помощью сверхъестественных понятий.

3. Содействие гуманизму. Я верю, что наиважнейшей задачей является сохранение и улучшение человеческого рода и всей человеческой расы, которая должна сберечь землю для будущих поколений развитием светской, общечеловеческой морали и системы законов

4. Быть хорошим без Бога. Я верю, что добропорядочная, нравственная жизнь является лучшим средством для достижения индивидуального и коллективного счастья, а мораль имеет рациональную, светское основу.

5. Защита прав человека. Я верю, что расширение прав человека, интеллектуальных и нравственных свобод, светских демократических принципов, а также строгое разделение церкви и государства – это средства, ведущие к ликвидации дискриминации и достижению равенства и справедливости для всех.

6. Образование и свободомыслие. Я верю в развитие творческого потенциала человека через образование, искусство и науку, и первостепенную важность придаю свободомыслию в открытом, плюралистическом и универсальном обществе.

7. Полагаться исключительно на разум. Я верю в применении и развитие разума и современной науки, как в высшее средство постижения вселенной, решения насущных человеческих проблем и реализации каждым человеком своего скрытого потенциала.

8. Сосредоточение на этой жизни; отрицание жизни после смерти. Я верю в стремление к самореализации и счастью в этой жизни и отвергаю все понятия реинкарнации и загробной жизни как ложные и необоснованные. Как человеческое существо я максимально реализуюсь именно здесь и сейчас, служа остальным и создавая более совершенный и справедливый мир.

9. Вера в реинкарнацию. Я верю в теорию эволюции Дарвина, как научный факт, и в натурализм, считая, что реальный мир - это все, что существует, и что он не имеет сверхъестественного или духовного происхождения, управления или значения.


Точка зрения индуизма (на девять принципов светского гуманизма):

1. Твердая вера в Бога. Я верю в единую, всепроникающую Высшую Сущность, одновременно имманентную и трансцендентную, являющуюся Создателем и Непроявленной Реальностью. Великие души свидетельствуют о своем личном опыте переживания Бога, Чье существование подтверждается писаниями.

2. Уважение религий. Я верю, что мировые религии основаны на действительном опыте соприкосновения с Божественным. Я верю в то, что не одна отдельно взятая религия учит единственному пути освобождения, а все великие религиозные пути являются гранями Божественной чистой любви и света, и потому заслуживают терпимости и понимания.

3. Святость всего. Я верю в святость жизни, включающей в себя бесконечный космос во всех его проявлениях, в сохранение земли и всех ее обитателей, в ценность духовных наставников, сотрудничающих со светскими лидерами на государственном уровне.

4. Творить добро, руководствуясь Божьей помощью. Я верю, что моральная, религиозная жизнь имеет важное значение для высшей формы индивидуального и общественного блага, и что этические принципы хранят свои корни в почве веры, духовном опыте, священных писаниях и мудрости культуры.

5. Охрана всех прав человека. Я верю в баланс человеческих прав и обязанностей, в необходимость религиозного и интеллектуального равенства верующих всех конфессий. Я верю, что следование духовным принципам индуизма исключит дискриминацию и привнесет в мир равенство и справедливость.

6. Знание и свобода. Я верю в то, что есть огромный резервуар человеческой кармы и возможностей, кладезь творчества, искусства, науки и всех форм знания, и что люди со временем откроют для себя лучшие грани этого безграничного источника информации, когда начнут мыслить и познавать свободно.

7. Полагаться на разум и сверхсознание. Я верю, что полное понимание вселенной подразумевает под собой сотрудничество сверхсознания и религиозной традиции с разумом и наукой, и что между этими понятиями нет никакого внутреннего конфликта.

8. Вера в реинкарнацию. Я верю в реинкарнацию, в то, что душа и сознание не имеют определенного места пребывания и не подвержены физической смерти. Тем не менее, бесполезно останавливаться на прошлых или будущих жизнях. Мудрость заключается в том, чтобы прожить эту жизнь полностью в настоящее время, исполняя свою дхарму, дабы достичь высшей цели в будущих рождениях.

9. Открытия современной науки. Я верю, что естественное и сверхъестественное являются единой реальностью, что наука это лишь одно из мерил космоса, ведь, по сути, квантовая физика открывает реальность нематериальных измерений и подтверждает постулат индуизма о едином сознании, пронизывающем вселенную.


АУМ НАМАХ ШИВАЙЯ!



Хиндуизм тудэй Перевод: Ксения Левина
Редактор: Динанатха Бодхисвами

© 2014 Himalayan Academy
© 2014 Издательство «Хиндуизм Тудэй»










| главная | туры в индию | туры в гоа | туры в непал | туры в тибет | шри-ланка | йога туры | ашрамы индии |
| авиабилеты | визы | горящие туры | издательство вель | лавка жизни | фото индии | контакты |

Site design, text, and images © 2005-12 SHIVALINGAM
All rights reserved