БОГ И БОЖЕСТВА ИНДУИЗМА.

Сатгуру Шивайя Субрамуниясвами.



Садгуру Шивайя Субрамуниясвами: Бог и божества индуизма Преданное служение Богу и божествам индуизма называется бхакти. Это понятие вбирает в себя целый спектр знаний и практик, начиная от детского интереса перед неведомым и заканчивая глубочайшим благоговением, которое приходит вместе с пониманием эзотерического взаимодействия трех миров. В индуизме бытие состоит из трех миров: 1-й Мир это физическая вселенная, 2-й Мир есть тонкий астральный или ментальный план бытия, где пребывают дэвы, ангелы и духи; 3-й Мир представляет собой духовную вселенную Махадэв, «великих светящихся сущностей» или божеств индуизма. Сам индуизм является гармоническим взаимодействием этих Трех Миров.

Самый распространенный способ выражения поклонения для индуиста – преданное служение Богу и божествам. В индуистском пантеоне насчитывается около трехсот тридцати трех миллионов Божеств. Индуисты верят в Единое Высшее Сущее. И все многочисленные божества понимаются как божественные создания этого Единого Сущего. Итак, в индуизме есть один высший Бог и протяженное священноначалие божеств. Многие люди воспринимают божества как символы, представляющие различные ступени энергии и разума, либо как множественные персонификации, проекции безличностного чистого бытия человеческим разумом. Многих индуистов убеждали в том, что боги не есть подлинные сущности, что они лишь символы духовности, и, к сожалению, некоторые верующие усвоили это ложную идею. На самом же деле Махадэвы суть индивидуальные одухотворенные существа. В течение веков люди, обычные мужчины и женщины, великие святые и мудрецы, пророки и мистики всех культур видели, слышали и ощущали внутреннее влияние этих сверхсознательных сущностей тонкого порядка. К таким сущностям относится Бог Ганеша. Он может мыслить также, как можем мы. Он способен видеть, понимать и принимать решения, обширные по смыслу и сложности настолько, что нам, с нашими человеческими способностями и восприятием, осознать их не представляется возможным.

«Воистину величественны боги, вышедшие из Брахмана» (Атхарва Веда).


Иерархия божеств индуизма.

Уникальная и всеобъемлющая особенность индуизма заключается в том, что один верующий индуист может поклоняться Ганеше, другой – Господу Шиве, Вишну или Кали, и при этом они оба уважают выбор друг друга и не конфликтуют. Индуистская вера награждает нас терпимостью, позволяющей не только служить Богу в меру наших возможностей и потребностей, но также поклоняться разным Божествам, ведущим нас по земному пути. Индуизм, под божественным священноначалием Махадэв, объединяет четыре основные конфессии: шиваизм, шактизм, вайшнавизм и смартизм. Махадэвы - не заключенные в физическую оболочку разумные сущности - пребывают в мире вечность и испокон веков помогают человечеству. Великие Махадэвы, воплощенные в множестве ангельских дэв, живут и беспрестанно трудятся на благо верующих, защищая и направляя их, открывая для них новые двери и закрывая неиспользуемые.

В Ведах Бог зовется Брахманом, Сверх Сущностью, которая одновременно существует как абсолютный трансцендентный Парабрахман, как всеведущее сознание или сила шакти и как личное первичное Божество. Слово Брахман происходит от санскритского корня «Brh», означающего «расти, проявляться, развиваться» и относящегося к разуму Брахмана чистого сознания, лежащего в основе, распространяющего и резонирующего все сущее. Одновременно с этим Брахман есть Пуруша, Первичная Душа. Он – олицетворение совершенства сущего, первоначальная душа, которая создает и излучает бесчисленные индивидуальные души, включая божества. Некоторые божества, как Бог Ганеша, не проходили через известные нам стадии развития, а уже изначально были созданы совершенными Махадэвами, управляющими и пронизывающими особые уровни пространства и времени. Близость к Брахману сообщает полное согласие их космических действий с мудростью, замыслом и поступками Бога.

«Он, находящийся за всем сущим, является релевантной вселенной. Часть Его представляется разумными и неразумными сущностями. Из Него появилась вселенная, из которой родились Божества, Земля и человечество» (Риг Веда).

По образу Бога и божеств люди также наделены индивидуальными душами. Душа это свет, развивающийся и зреющий в облике Пуруша Брахмана, точно так же, как зернышко однажды становится деревом. Являясь этим светом и существующим сознанием, без начала и конца, есть два совершенства Парабрахман и Сатчидананда. Сатчидананда - сверхсознательный разум души – разум Брахмана. Парабрахман – сокровенная суть души. Мы не становимся Этим, мы изначально Это.

«Он, искрящийся в твоих глазах, освещающий небеса и скрывающийся в душах всего сущего есть Бог, твоя Суть» (Шива Йогасвами Натха Сампрадайя).

Наше духовное тело развивается постепенно. У каждого человека насчитывается пять тел, каждое тело тоньше предыдущего. Представьте человеческую душу в виде лампочки, а его тела или оболочки - разноцветными тканями, закрывающими чистый белый свет. Физическое тело – самое крайнее от центра. После него следует праническое тело, затем тонкая копия физического – астральное тело. Следом идет ментальное или интеллектуальное тело, в котором возможно совершать моментальные путешествия в любом направлении. И, наконец, в центре сокрыто тело души. Именно оно развивается от перерождения к перерождению, рождается в новых внешних оболочках и не умирает, когда физическое тело возвращает свои составляющие земле. В итоге тело души превращается в процессе своего развития в тело золотого света, в золотое тело души. Это совершенное тело души является безупречной формой, прототипом человеческой формы. С прекращением физических перерождений тело души продолжает развиваться в тонких сферах бытия. Так лучезарное тело просвещенной души, уже после нирвикальпа самадхи, осознания Бога, продолжает свое развитие в тонких мирах до полного слияния с Брахманом.

«Созерцанием через йогу он созерцает переливающегося золотом создателя, Господа, Пурушу, Брахмана, первопричину» (Майтраяна Упанишада).


Есть ли пол у Бога и божеств?

Эзотерически следует признать, что ни у одного из божеств нет жены. Их супруги не рассматриваются отдельно от них, а представляют собой аспекты божественной сущности - шакти или силу. Живущих в 3-м Мире Махадэв нельзя сравнивать с живущими на земле мужчинами и женщинами. Махадэвы пребывают в совершенных развитых духовных телах, не имеющих половых отличий. Это чистые сущности, сотканные из чистого сознания и света, неделимые на мужское и женское. Для лучшего понимания божественных сущностей мы иногда воспринимаем их мужчинами, если они сильны, и женщинами, если они великодушны и сострадательны. В сверхсознательных безграничных сферах 3-го Мира нет мужей и жен. Понятие о супругах восходит к пуранической мифологии. Термин «Богиня» относится к женскому восприятию или описанию существа из 3-го Мира (Махадэв), которое по сути в своем естественном состоянии бесполо, либо речь идет о сущности 2-го Мира, заключенной в женское ментально-астральное тело. Лакшми и Сарасвати, к примеру, не являются женами Вишну и Брахмы, они – персонифицированные силы бесполого Божества, которое покровительствует изобилию и любви к знаниям через материнское сопереживание женской формы. Так и множество деревенских божеств, попечительствующих детям и урожаю, на самом деле представляют собой живущие вблизи земли души астрального плана, действующие через астральные мужские или женские тела, которые повторяют их последние физические оболочки.

«Они медитируют на Нее, желая бессмертия. Господь бессмертных благословляет вас. Несущий Гангу и содержащий Ее в себе приближается к Нему» (Святой Тирумулар Натха Сампрадайя).


Общение с Богом и божествами.

Именно в индуистском храме встречаются Три Мира, там верующие молятся божествам нашей веры. Храм строится как дворец, жилище богов. Это обитель богов, святое место, отличное от всех остальных на земле. Приближаясь к храму, индуист должен ассоциировать себя с богами самым тонким образом. Несмотря на то, что у верующего редко есть представление о физическом облике Божества, он осознает божественное присутствие. Находясь рядом со святилищем, индуист ощущает глубокую близость разумного, великого и сверхразвитого существа. Бог также чувствует верующего, охраняет его и знает его сокровенные мысли, в божественных силах справиться с любой проблемой, которую верующий мысленно преподносит к его святым стопам. Очень важно обращаться к Божеству осознанно, с уверенностью в том, что все наши нужды изначально известны и понятны в тонких духовных мирах. Физическое воплощение Бога, будь то изваяние из камня или из металла, янтра или любая другая священная форма, просто обозначает место, где Бог проявляется или возле которого парит в своем эфирном теле. Можно воспринимать эти объекты как антенны, передающие божественные лучи Бога либо как материальное тело, в котором или через которое Бог проявляет себя в нашем 1-м Мире. При совершении пуджи, священного обряда, мы привлекаем внимание дэв и Махадэв из тонких миров. В этом состоит цель пуджи, являющейся формой общения. Для улучшения общения мы устанавливаем алтарь в храме или дома. Он заряжается и намагничивается нашими молитвами и чувствами, которые излучаются дальше и влияют на окружающие предметы. Присутствие божественных сущностей ощутимо, и излучение от них известно как шакти. Шакти есть вибрация. Это первый физически ощутимый проблеск божественной формы в святилище. Позже этот образ ведет к провидению или очищенному познанию, идущему от чувствительных ганглий нервной системы, то есть чакр. Через эти рецепторы, часто неосознанно, воспринимаются тонкие послания. И, возможно, не сразу послание, несомое шакти от Махадэвы, проявляется в нашей жизни. Так общаются боги. Это общение намного реальнее нашего привычного каждодневного вербального общения.


Как Бог и божества помогают нам.

Посещение индуистского храма и получение шакти от величественных богов нашей веры могут изменить жизнь каждого конкретного человека, перенаправляя потоки жизненной праны внутри тела. Человеческая осведомленность погружается в глубокие чакры, но эти перемены происходят постепенно. Много месяцев после посещения храма человек живет с новым опытом. Верующий плавно приходит к пониманию и любви Божества. Божество сообщает верующему свою тонкую психическую поддержку и никогда не устраивает проверок или наказаний ему. Шакти, идущая от великих храмов наших богов, способна изменять структуру кармы, сформированную многими прошлыми жизнями. Шакти очищает и проясняет условия жизни, созданные сотни лет назад, созревающие в настоящем и проявляемые в будущем. Милостью богов семена той кармы могут быть устранены, если в будущем их проявление не будет способствовать развитию души.

«Верующий видит образ своего Божества в камне, глине, дереве или рисунке, а Бог добровольно награждает его Своим Светом. Как горящее дерево создает огненные сполохи, так луна самотечно дарует свое отражение сосуду, наполненному водой» (Карана Агама).

Если нет возможности совершать богослужение в храме или месте поклонения, установить связь с Божеством можно путем визуализации. Для примера возьмем Бога Ганешу, слоноголового покровителя природы, дхармы, науки и знаний. Поклонение Ганеше происходит мгновенно – представление его формы уже является контактом с ним. На минуту прикройте глаза, представьте себе его мурти или форму, таким образом вы уже начинаете свое общение с ним. Этот процесс сродни набору кода на компьютере, дающем моментальный доступ к центральной компьютерной системе. Отныне вся информация и ответы на любые вопросы становятся открытыми. Где бы мы ни были, чем бы ни занимались, мы можем использовать компьютер нашего мозга и код для доступа к божественному образу Господа Ганеши. У нас есть полный доступ к его великой компьютерной системе, запрограммированной вечность назад и владеющей всеми разветвленными и запутанными секретами вселенной.


На пути к предельному единению – йоге.

Индуисты обращаются к Богу и божествам за самой насущной помощью, начиная от трудовых забот, семейных вопросов и заканчивая сокровенными знаниями, мирскими и сверхсознательными. Индуист верит в то, что боги, живущие в 3-м Мире, сознательно работают с силами эволюции вселенной, и при этом их не затрудняет решение более простых проблем. Индуист свято верит в то, что боги созданы для того чтобы заботиться о жителях нашей планеты, что они наблюдают за нашим пребыванием на земле, и принятые богами решения всегда глубоко осмысленны. Боги мыслят широкими временными категориями и потому всегда безупречно улаживают запутанные человеческие проблемы. С поддержкой богов индуист осуществляет практику йоги, ортодоксальной и строго индуистской науке о медитации, которая ведет к союзу многих с Единым. Йога представляет собой наивысшую точку развития многих лет религиозного преданного служения, успешной она может быть только при поддержке божеств, являющихся хранителями врат различных состояний осознанности. Однажды полученное одобрение богов способствует подъему силы кундалини по центральной оси позвоночника, которая поднимается и сливается с Высшим, известным среди индуистов как Абсолют – вневременной, внепричинный и внепространственный. Для его достижения необходимо усердно работать и беззаветно служить.

Очень важно понимать, что Бог и божества не являются результатом психологических рефлексий индуистской религии. Они значительно старше самой вселенной, они – источники вселенских галактических потоков энергии, звезд и планет. Они – любящие попечители и хранители космоса, земли и человечества. Человечество - это составляющая индуистской космологии, оно находится не во вне, а внутри этой системы. В течение веков индуизм приобщал к своим знаниям и практикам новообращенных из других религий и ранее не верующих. Еще ведические риши рассказывали о странствующих проводниках, избирающих путь Санатана Дхармы, о «Вечном Пути» и вселенском святилище индуистского пантеона. Ведическая церемония под названием вратйастома очищает возвращенцев индуизма. Сам Свами Вивекананда говорил: «В прошлом множество чужестранцев по рождению обращались в индуизм. Этот процесс продолжается и сегодня». Каждый житель планеты имеет возможность вступить на путь индуизма.



Падуки Сатгуру Шивайя Субрамуниясвами Перевод: Ксения Левина
Редактор: Динанатха Бодхисвами

© 2002 Himalayan Academy
© 2013 Издательство «Хиндуизм тудэй»










| главная | туры в индию | туры в гоа | туры в непал | туры в тибет | шри-ланка | йога туры | ашрамы индии |
| авиабилеты | визы | горящие туры | издательство вель | лавка жизни | фото индии | контакты |

Site design, text, and images © 2005-13 SHIVALINGAM
All rights reserved